Таллинская перезагрузка | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
26.04.2016
Новости

Таллинская перезагрузка

Решение Еврокомиссии о неправомерности госпомощи Estonian Air и последовавшая за этим остановка деятельности перевозчика в ноябре 2015 года не повлияли на желание правительства Эстонской республики инвестировать в развитие воздушного транспорта. Поэтому одновременно с крахом Estonian Air в Таллинском аэропорту при поддержке национальных властей был запущен новый государственный авиационный проект — Nordic Aviation Group. По своим объемам эстонский рынок пассажирских авиаперевозок занимает третье (и последнее) место в Прибалтике. В прошлом году таллинский аэропорт имени Леннарта Мери (эстонский писатель и государственный деятель, президент Эстонии в 1992–2001 гг.) обслужил 2,167 млн пасс. (рост к 2014 г. на 7,4 %). На долю этой воздушной гавани приходится 98% пассажиров всех аэропортов страны. Для сравнения: по итогам 2015 г. объемы пассажирских перевозок аэропортов Риги (280 км от Таллина; Латвия) и Вильнюса (530 км; Литва) превысили показатель главной воздушной гавани Эстонии соответственно в 2,4 и 1,5 раза. "В Эстонии живет 1,4 млн чел., в Таллине — 450 тыс. (около трети населения страны. — Прим. АТО). Это маленький рынок, и мы не видим большого интереса других перевозчиков и понимаем, что даже если Таллин для них интересен, то на карте Европы много других городов, куда летать намного прибыльнее. Авиасвязь является проблемой для нашего маленького общества, а государство для того и есть, чтобы решать вопросы, которые рынок решить не может", — рассказывает ATO Эрик Сакков, член правления и коммерческий директор нового эстонского перевозчика Nordic Aviation Group (NAG).

Уроки на будущее

Независимые и в хорошем смысле слова гордые наследники эстов (принятое в западноевропейских, преимущественно латинских, источниках название средневекового населения современной Эстонии) сделали все возможное, чтобы минимизировать потери от ухода с рынка Estonian Air (работала с 1991 г.; подробнее о причинах ее краха см. АТО № 165, с. 6). Одна из старейших авиакомпаний Прибалтики прекратила выполнение коммерческих рейсов 8 ноября прошлого года, но вечером того же дня NAG в партнерстве с bmi Regional выполнила первый в своей истории пассажирский рейс из Таллина в Амстердам на самолете Embraer ERJ145 британского регионального перевозчика. "На самом деле Estonian Air справлялась на рынке хорошо, и последний год показывала прибыль. И, конечно, надо учесть, что Estonian Air обслуживала наш рынок в течение 24 лет. Причиной банкротства Estonian Air является решение Европейской комиссии, так как поддержка Estonian Air государством была признана незаконной и авиакомпанию обязали вернуть полученные деньги, — разъясняет Сакков, отвечая на вопрос о том, какие уроки менеджмент NAG извлек из истории с Estonian Air. — Бизнес-план Nordic Aviation Group составлен, исходя из консервативных предпосылок. Мы участвуем в тендерах других авиаперевозчиков, что приносит нам дополнительную прибыль и сокращает расходы. В отличие от Estonian Air мы не находимся под расследованием Еврокомиссии и у нас есть реальная стабильная возможность претворить свою стратегию в жизнь. Мы будем классической авиакомпанией, и наша самая главная задача — обеспечение воздушных перевозок из Таллина в те точки Европы, с которыми на сегодняшний день прямое сообщение отсутствует".

Словенская помощь

На старте проект NAG получил от эстонского правительства инвестиции в размере 40 млн евро. До получения от государственной администрации гражданской авиации Эстонии (Eesti Lennuamet) собственного сертификата эксплуатанта в начале февраля NAG на протяжении трех месяцев пользовалась исключительно услугами других авиакомпаний по так называемым договорам ACMI (aircraft, crew, maintenance, insurance — оплата за самолет, экипаж, техобслуживание, страхование). Например, новый балтийский перевозчик использовал ВС как bmi Regional, так и региональных авиакомпаний NextJet (Швеция; самолеты BAe ATP), Carpatair (Румыния; Fokker 100) и Trade Air (Хорватия; Fokker 100). Но стратегия развития парка NAG предполагает эксплуатацию машин производства Bombardier. В том числе поэтому основным партнером NAG по операционной деятельности стала словенская авиакомпания Adria Airways (входит в Star Alliance). "Мы искали партнера, у которого есть операционная платформа для самолетов типа CRJ, а также качественная коммерческая платформа. За использование этих платформ мы платим Adria Airways. Юридически все полеты, которые мы выполняем из Таллина, — это полеты Adria Airways", — говорил в декабре 2015 г. Эрик Сакков. Спустя пару месяцев перевозчик получил в рамках договоров аренды от американского лизингодателя Regional One две 70-местные машины CRJ700, ранее летавшие в Estonian Air. Помимо CRJ700 NAG планирует использовать более вместительные CRJ900 (этот тип также был во флоте Estonian Air). Анонсируется, что к лету новая эстонская авиакомпания сформирует парк из шести CRJ700/900. Среди прочего решение эксплуатировать машины этого типа связано с приемом на работу в NAG уже подготовленных пилотов и бортпроводников из Estonian Air. Техническим обслуживанием парка NAG в ее базовом аэропорту — Таллине занимается местный провайдер услуг ТОиР Magnetic MRO. За пределами Эстонии авиакомпания сотрудничает с техническими подразделениями Lufthansa Cityline (Германия), Solinair и Adria Technika (Словения), Flybe Aviation Services (Великобритания) и др. "Мы постепенно переходим на собственный флот и уже к концу этого года надеемся осуществлять все полеты на своих самолетах. По поводу коммерческой платформы мы еще не определились, продолжим ли сотрудничество с Adria Airways или будем создавать собственную коммерческую платформу. Для принятия правильного решения нужно проанализировать все возможности", — поясняет Сакков.

Первые результаты

В начале марта расписание регулярных рейсов NAG состояло из восьми направлений: Амстердам (Голландия), Брюссель (Бельгия), Вильнюс (Литва), Киев (Украина), Мюнхен (Германия), Стокгольм (Швеция), Осло и Тронхейм (Норвегия) — все выполняются из таллинского аэропорта. В феврале самыми популярными линиями были Стокгольм и Амстердам. В летнем расписании перевозчика, которое вступает в силу с 27 марта, количество маршрутов возрастет вдвое. К вышеперечисленным направлениям добавятся рейсы в Вену (Австрия), Берлин (Германия), Ниццу и Париж (Франция), Одессу (Украина), Риеку и Сплит (Хорватия), Эдинбург (Шотландия). Таким образом, в летнем расписании расстояние полетов самолетов NAG будет варьироваться от 530 км (Вильнюс) до 2100 км (Ницца). Отвечая на вопрос, когда NAG намерена открыть рейсы в Россию, Эрик Сакков говорит: "Мы открываем новые направления, исходя из потребностей и желания клиентов. Россия для нас рынок очень интересный; рассматриваем не только Москву и Санкт-Петербург (в свое время в аэропорты этих городов летала Estonian Air. — Прим. ATO.ru). Несомненно, российские направления представляют большой интерес для жителей Эстонии, и мы хотели бы к вам летать, но для этого необходимо обновить некоторые договоры между нашими странами, а это не так просто". С начала операционной деятельности 8 ноября прошлого года и по февраль включительно услугами нового эстонского госперевозчика воспользовались 74,7 тыс. пасс. Из них по итогам первых двух месяцев 2016 г. пассажирами NAG стали 33,3 тыс. чел., или 13% от пассажиропотока таллинского аэропорта за рассматриваемый период; средняя загрузка одного рейса составила 25 чел. "Таким результатом мы очень довольны, поскольку ровно четыре месяца назад у нас не было ни одного пассажира", — лаконичен Сакков.

Стрекозьи мотивы

Помимо уже вложенных инвестиций эстонское правительство больше не планирует вкладывать дополнительные средства в новый авиационный проект. И это несмотря на то что NAG приходится начинать работу в условиях жесткой европейской конкуренции. "Мы должны справиться сами. Политика открытого неба, конечно, хорошая вещь, но это никоим образом не влияет на величину нашего рынка и не делает нас интереснее для больших перевозчиков. В Таллин летают почти все лоукостеры. На этих линиях все политические, экономические и культурные отношения не построишь, — считает Эрик Сакков. — Что касается чиновников, то на самом деле решение о создании NAG было принято на политическом уровне, с учетом того факта, что иметь свою государственную авиакомпанию необходимо даже в том случае, если она и не приносит огромной прибыли. У нас выход на безубыточность планируется в 2019 г.". Когда этот номер сдавался в печать, стало известно, что с летнего расписания NAG планирует выполнять полеты под фирменным наименованием Nordica. В авиакомпании отметили, что Эстония и прежде относила себя к числу северных стран и у руководителей государства имеется определенное желание подчеркнуть это в названии новоиспеченного национального перевозчика. Символом Nordica станет стрекоза, во многих культурах ассоциирующаяся с удачей. "Мы не исключаем, что в будущем государство привлечет и частных инвесторов в Nordic Aviation Group. Наша задача сделать предприятие привлекательным, чтобы потенциальные инвесторы захотели вложить свои деньги", — заключает Сакков.
Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти