Быстрее звука: Белый дом снимает ограничения гражданской авиации на сверхзвуковые полеты над сушей

Белый дом предпринял шаг по устранению препятствий для сверхзвуковых наземных полетов, подписав указ, предписывающий Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) снять запрет и опубликовать новые правила сертификации по шуму самолетов для таких операций. Подписывая указ, администрация США отметила, что десятилетия удушающих правил тормозили прогресс в области сверхзвуковых полетов, которые указ призван отменить. «Достижения в области аэрокосмической техники, материаловедения и снижения шума теперь делают сверхзвуковые полеты не только возможными, но и безопасными, устойчивыми и коммерчески выгодными, — говорится в указе. — Обновляя устаревшие стандарты и внедряя технологии сегодняшнего и завтрашнего дня, мы дадим нашим инженерам, предпринимателям и визионерам возможность создать следующее поколение авиаперевозок, которые будут быстрее, тише, безопаснее и эффективнее, чем когда-либо прежде».
Распоряжение предписывает Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) принять необходимые меры, в том числе посредством разработки нормативных актов, для отмены запрета на полеты сверхзвуковых самолетов над землей в течение 180 дней. FAA также должно установить временный стандарт сертификации на основе уровня шума и устранить любые другие нормативные барьеры, препятствующие развитию сверхзвуковых технологий.
Кроме того, указ предписывает Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) в течение 18 месяцев представить уведомление о предлагаемом нормативном акте (NPRM) и в течение 24 месяцев – окончательное положение о постоянном стандарте сертификации по шуму сверхзвуковых самолетов, устанавливающем приемлемые пороговые значения для взлета, посадки и полета по маршруту на основе результатов эксплуатационных испытаний и исследований. В NPRM должен быть описан процесс периодического пересмотра с учетом дальнейшего развития технологий снижения шума на борту самолетов.
Отмечая, что стандарт должен учитывать приемлемость для общества, экономическую обоснованность и технологическую осуществимость, указ предусматривает проведение консультаций между Управлением по научно-технической политике, НАСА и Министерством обороны и Министерством транспорта, координируемых через Национальный совет по науке и технологиям. Это сотрудничество должно определить потребности в разработке нормативно-правовой базы, коммерческой жизнеспособности и операционной интеграции в Национальную систему воздушного пространства. Кроме того, оно должно координировать проведение испытаний сверхзвуковых летательных аппаратов на федеральных объектах и сбор данных.
Указ также распространяется на международный уровень, предписывая Федеральному управлению гражданской авиации (FAA) и другим агентствам по мере необходимости взаимодействовать с Международной организацией гражданской авиации (ICA) для согласования глобальной политики в области сверхзвуковых полетов, а также сотрудничать с различными иностранными авиационными властями для заключения двусторонних соглашений о безопасности полетов с целью безопасной международной эксплуатации сверхзвуковых самолетов.
Новая волна сверхзвуковых самолетов
Этот шаг был предпринят в то время, когда несколько компаний вышли на рынок сверхзвуковых самолетов, включая Boom Supersonic, которая ранее в этом году преодолела отметку в 1 Маха на испытаниях своего малогабаритного испытательного стенда XB-1: компания планирует вывести на рынок свой авиалайнер Overture в конце десятилетия. Тем временем Lockheed Martin работает с NASA над демонстрационным образцом X-59: полет этого самолета ожидается в этом году. Кроме того, в прошлом месяце компания Spike Aerospace объявила о возобновлении усилий по выходу на рынок с бизнес-джетом со скоростью 1,6 Маха, а Hermeus рассчитывает в течение следующего десятилетия выпустить на рынок гиперзвуковой самолет вместимостью 20 пассажиров.
Другие компании, ранее занимавшиеся исследованиями в области сверхзвуковых бизнес-джетов, такие как Gulfstream Aerospace и Dassault Falcon, остались в стороне из-за нормативных барьеров. А компания Aerion, которая на протяжении двух десятилетий вкладывала значительные средства в подобные исследования, была ликвидирована. Однако Boeing приобрел патенты и интеллектуальную собственность, связанные с этими исследованиями.
«Легализация сверхзвуковых полетов делает возрождение сверхзвуковых пассажирских перевозок неизбежным, — заявил основатель и генеральный директор Boom Supersonic Блейк Шолл в ответ на указ. — Этот важный шаг позволит нам ускорить разработку нашего сверхзвукового авиалайнера Overture».
Между тем, указ получил высокую оценку на Капитолийском холме. «С 1973 года правила Федерального управления гражданской авиации США (FAA) препятствовали инновациям в авиационной отрасли США, — заявил председатель подкомитета Палаты представителей по авиации Трой Нельс (республиканец от Техаса). — Указ президента Трампа открывает путь американским инновациям в авиационном секторе, гарантируя нам конкурентоспособность по сравнению с нашими иностранными противниками».
Нильс далее подчеркнул необходимость принятия Конгрессом законопроекта о модернизации сверхзвуковой авиации, который бы систематизировал директиву для FAA об отмене запрета на полеты сверхзвуковых самолетов над сушей.
«Быстрые действия президента Трампа по внедрению сверхзвуковых технологий укрепят способность Америки конкурировать с Китаем в гонке за самолеты нового поколения и произведут революцию в сфере коммерческих авиаперевозок, — добавил сенатор Тед Бадд (республиканец от Северной Каролины), внесший в Сенат соответствующий законопроект. — Слишком долго устаревшие ограничения на гражданские сверхзвуковые полеты сдерживали инновации».