Поставки джетов 2022: богатые стали богаче
Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых бизнес-джетов. Объем переданных самолетов сопоставим с поставками десятилетней давности, при этом их стоимость выросла почти на 4 млрд. Объяснить это можно не только инфляцией, но и перераспределением спроса в пользу самых дорогих машин.
В феврале 2023 года профильная Ассоциация поставщиков самолетов авиации общего назначения (GAMA) подвела итоги 2022 года. Согласно отчету, за прошлый год глобально было поставлено 712 новых бизнес-джетов, что на 0,3% или 2 самолета больше, чем годом ранее. Более радужно дела обстоят в категории поршневых и турбовинтовых самолетов, где рост поставок составил 8,2% и 10,4% соответственно. Общая стоимость всех переданных самолетов достигла 22,8 млрд долл.
Казалось бы, все три сегмента самолетов выросли в количественном выражении и нет повода углубляться в анализ. Тем не менее, именно он дает представление о тех изменениях, которые происходят в мире – не только в мире бизнес-авиации, но и в мире больших денег.
Ассоциация GAMA всегда показывает годовой прирост в сравнении с предыдущим годом. В случае, если ничего экстраординарного не происходит, например, мирового финансового кризиса, картина поставок выглядит гладко: продажи растут вместе с доходами. Но если расширить временное окно поиска и сравнить результаты 2022 года с 2012 картина становится более гротескной.
Первое, что бросается в глаза – это разница в стоимости поставок самолетов. В 2012 году клиенты получили 672 бизнес-джета. Суммарная стоимость поставок всех самолетов тогда составила 18,8 млрд долл. В 2022 году объем переданных реактивных бизнес-самолетов вырос всего на 40 единиц при росте стоимости на 3,9 млрд долл. Методом простого деления получаем, что каждый из 40 бизнес-джетов должен был бы стоить 97,5 млн долл. Но таких цен на рынке просто нет. Остается только инфляция и предположение о том, что парк новых бизнес-джетов 2022 года выпуска качественно изменился в пользу самых дорогих и дальнобойных машин.
Если сравнить поставки по производителям в 2012 и 2022 годах, то это предположение оправдывается. Так, канадский производитель Bombardier Aerospace поставил 54 дальнемагистральных бизнес-джета в 2012 году, в то время как в прошлом году эта цифра составила 70 машин. Американцы из Gulfstream Aerospace в аналогичные временные рамки поставили 83 топовых самолета и 96 машин соответственно. А вот у французского Dassault Falcon дела обстоят намного печальнее – 10 лет назад он построил 66 бизнес-джетов против 32 в 2022. Казалось бы ясно, между кем распределилась доля европейского производителя. Если бы не одно «но» – количество долларовых миллиардеров за последний год сократилась на 87 человек. А поставки дальнемагистральных и самых дорогих бизнес-джетов выросли как по сравнению с 2021 годом, так и в сравнении с десятью годами ранее.
Интересное сравнение получается и у американской компании Cessna Aircraft, которая традиционно занимает нишу относительно недорогих легких и средне-легких самолетов. Ее поставки за последние 10 лет сократились на 80 машин; это косвенно может указывать на изменения платежеспособности высшего среднего класса и, в первую очередь, в США. Поставки бразильского Embraer – конкурента в этих рыночных нишах – остались практически без изменений, хотя компания вывела на рынок сразу несколько средне-легких моделей самолетов.
Разумеется, колебание спроса на бизнес-джеты зависит во многом зависит от самого продукта – насколько удачны его характеристики, как он ведет себя в эксплуатации, насколько хорошо послепродажное обслуживание и высока остаточная стоимость актива на вторичном рынке. Тем не менее, очевидное смещение спроса в сторону самых дорогих машин говорит о том, что мировые элиты богатеют, хотя рост их числа затормаживается.