Как бизнесу перейти на российское программное обеспечение и сохранить устойчивость?
В условиях стремительно меняющегося рынка, законодательства, а также введения санкций российские компании ищут способы быстро адаптироваться к новым реалиям, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. В первую очередь бизнес сталкивается с многочисленными вызовами в связи с уходом иностранного программного обеспечения с отечественного рынка.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ОТДЕЛА ПРОДАЖ
Одна из ключевых проблем бизнеса — прозрачность отдела продаж. Отсутствие четких стандартов работы внутри компании может привести к снижению эффективности и потере клиентской базы. В связи с этим важно внедрить системы, обеспечивающие полную прозрачность и контроль над всеми этапами продаж, что позволит не только повысить доверие клиентов, но и улучшить внутренние процессы.
Сложнее всего обеспечить прозрачность на большом предприятии со сложной структурой. С такой задачей к нам обратился крупный производитель оборудования для серверных платформ. Компания использовала две не связанные друг с другом системы — «Битрикс» и 1С:CRM, — через которые и проводились все продажи и расчеты. Наступал момент, когда было необходимо свести все данные из двух систем, и здесь начинались проблемы: невозможно было выстроить адекватную аналитику, не получалось связать финансовую информацию и продажи — весь процесс производился вручную, в результате чего некоторые данные терялись. Также возникала проблема оценки маркетинговых мероприятий и анализа привлечения клиентов. Из-за того, что данные хранились в разных программах, проследить цепочку от получения лида до совершения сделки было практически невозможно.
Мы внедрили автоматическое движение по воронке продаж после прохождения оплаты, благодаря чему коммерческая служба теперь четко видит свои этапы, а производственная — свои. Это позволило компании полностью отслеживать весь путь заказа — от его поступления до продажи, видеть источник, движение по этапам, а также количество клиентов, привлеченных маркетинговыми мероприятиями, и их бюджеты. Главное, что теперь все процессы интегрированы в единую систему, и это обеспечивает полную прослеживаемость. Поток входящей информации стал легко анализируемым, что позволяет делать выводы о рентабельности и других важных показателях.
ЕДИНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Другая проблема, когда в компании используется множество разрозненных ИТ-решений — так называемый зоопарк систем. Это приводит к дублированию данных, увеличению затрат на техническое обслуживание и снижению общей эффективности бизнеса. Комплексные решения, способные интегрировать различные системы, становятся необходимостью в целях оптимизации процессов и снижения издержек.
Недавно к нам обратилась компания, которая столкнулась с такой проблемой при согласовании документов и заявок. Сотрудникам было необходимо оформлять заявки на командировки, согласовывать их с руководителями, затем отчитываться о тратах, предоставлять чеки, в том числе на билеты. Предоставление авансовых отчетов и прочей документации производилось на разных платформах — сведения постоянно терялись, их необходимо было отыскивать и сверять. Мы предложили клиенту внедрить единую систему, в которой можно полностью провести заявку от начала и до конца и сотрудник может приобрести билет для поездки. Такое цифровое пространство обеспечивает быстрое и удобное согласование и подписание документов.
Основной целью этого внедрения было создание единого окна доступа с одним адресом авторизации. Теперь сотрудники могут войти в систему прямо с корпоративного портала или сайта компании. После внедрения решения выстроилась прозрачная коммуникация внутри организации, а также повысились скорость и качество предоставления информации благодаря удобству использования системы.
ИНОСТРАННЫЙ СОФТ
Уход иностранного программного обеспечения и ограничение на использование зарубежных технологий также создают серьезные вызовы для российского бизнеса. В условиях ужесточения требований законодательства компании вынуждены искать альтернативные решения, которые соответствуют новым стандартам и обеспечивают высокую степень безопасности данных и надежности.
К нам обратился завод химической промышленности с задачей перенести блок бухгалтерского учета из зарубежной ERP-системы в 1С. Для этого на первом этапе было важно убрать дублирующуюся информацию, после чего все предприятие перешло на единую справочную информацию, и внедрение системы позволило ускорить процесс подготовки отчетов и сохранить качество данных.
Многие компании сталкиваются и с другими препятствиями. Например, с управляемостью бизнеса: если в компании каждое подразделение работает в своей системе, появляются проблемы с задваиванием контрагентов, отличиями в названии одного и того же изделия — происходит путаница, в которой невозможно разобраться. В таких ситуациях наша задача — навести порядок: убрать дубли информации, согласовать правильные наименования контрагентов, договоры, номенклатуру для закупок.
Новой трудностью для компаний также стала локализация баз данных. По действующему законодательству, если предприятия работают на иностранном ПО, то они обязаны хранить свою базу данных на территории Российской Федерации. Конечно, отечественные компании могут продолжать пользоваться иностранным софтом, но при этом обязаны хранить всю бухгалтерскую информацию на российских серверах. Продолжая работу в привычной зарубежной системе, мы помогаем таким клиентам выполнять требования законодательства, организовав загрузку данных в 1С. В некоторых случаях клиенты заинтересованы расширить функционал такого решения, с самого начала закладывая в него возможность подготовки отчетности, а иногда и полного перехода на 1С в будущем.
Текст: Даниил Берлизов, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы компаний «Мариллион»