Техобслуживание самолета: 5 практических рекомендаций
Техническое обслуживание самолета имеет календарную и периодическую форму. Под календарной формой понимают техническое обслуживание каждые, например, шесть месяцев, год и так далее. Периодическая же форма регламентируется определенным налетом часов, планируется заранее, а стоимость каждого вида работ оговаривается до начала обслуживания и является фиксированной. Срок такого обслуживания колеблется от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от объема работ.
Решение о проведении таких работ вычисляется исходя из данных бортового журнала, которые переносятся в электронную систему учета данных о техническом обслуживании.
Если самолет не старше пяти лет, техническое обслуживание, как правило, планируется в сервисных центрах или на технических станциях, которые позволяют производить гарантийное обслуживание. Обязательно проговаривается стоимость одного часа работы технического персонала — человеко-час. Данный параметр поможет потом сохранить деньги в случае обнаружения внеплановых дополнительных работ, выявленных в ходе выполнения плановых. И, уж поверьте, они будут — и немало!
Под внеплановым техническим обслуживанием понимают ремонтные и другие виды работ, которые вызваны отклонениями в работе воздушной техники и авионики в ходе повседневной эксплуатации, а также дополнительные работы, выявленные в ходе проведения плановых технических работ.
В случае обнаружения неисправностей во время выполнения рейса экипаж сообщает о них в техническую службу авиакомпании, после чего проблема классифицируется и принимается решение о путях ее устранения. Например, перед полетом на панели приборов загорается индикатор, сигнализирующий о проблеме. Первое, что экипаж сделает, — перезагрузит систему и проверит, ушла ли неисправность. Если сигнализатор не загорается вновь, то все в порядке. Если индикация не ушла, следует обратиться к технической документации и попробовать проверить нужную систему. Если и это не дало результата, проблему классифицируют: возможно, с ней можно лететь до ближайшего технического осмотра, может, фиксируется срок для устранения либо самолет переходит в статус AOG (aircraft on ground) — в этом случае машина не может продолжить полет и требуется помощь инженера.
В случае обнаружения поломок и неисправностей в ходе планового технического обслуживания технический центр информирует клиента и сообщает стоимость ремонта либо замены проблемного узла или агрегата. Стоимость работ и материалов по плановому и неплановому ремонту может достигать значительных сумм, существенно оказывающих влияние на стоимость летного часа.
Сотни тысяч зеленых американских денег переходят от собственников в технические центры, хотя при грамотном подходе их можно сэкономить для более приятных расходов. Крайне важны качество и надежность работ, уровень мастерства техников и инженеров, их пытность, а также выявление возможных проблем как можно раньше — качественная диагностика. Несомненно, уровень надежности и комфорта современных самолетов гораздо выше предшественников. Ресурсы самолетов позволяют летать многие годы (40 000 часов или 40 лет с возможностью продления). У каждого производителя существуют программы финансового покрытия стоимости ремонта самолета и их двигателей, так называемые часовые программы, когда владелец платит за час полета фиксированную сумму, покрывающую ремонт. Уровень покрытия зависит от выбранной программы и имеет разную стоимость в зависимости от типа самолета. На практике чаще всего владельцы выбирают программы покрытия двигателей. Но об этом более детально поговорим в другой раз.
Позволю себе привести практические рекомендации для улучшения качества и снижения расходов по техническому обслуживанию.
- Не жалейте денег на техника, который будет проводить супервизии действий инженеров технических центров.
- Контролируйте квоты и счета за техническое обслуживание, просите техника и пилотов проанализировать необходимые виды работ.
- В случае поломок агрегатов у точните возможность замены прибора с доплатой (exchange), тогда вы оплатите разницу, а не стоимость нового прибора.
- В случае отправки самолета на плановое обслуживание согласуйте отправку своего техника на период работ. Данный шаг минимизирует возможность «хитростей» и «недосмотров» со стороны технического центра при подготовке списка дополнительных работ. Думаю, вы понимаете, о чем речь. Ведь, если монитор действительно не работает, а не просто отошел контакт, ваш техник это увидит. Процесс будет проходить «в реальном времени» и под вашим контролем.
- Садитесь за штурвал своего самолета только после получения соответствующей лицензии пилота и допуска на данный тип воздушного судна!