Как известно, у России и ЕС была достигнута предварительная договоренность о том, что с 1 января 2014 г. будет отменена действуюшая система платежей за полеты по транссибирским маршрутам (ТСМ). Причем политики Евросоюза были настроены решительно, утверждая, что на этот раз России не отвертеться. Раздражение европейской стороны вполне понятно, однако и российская позиция вполне обоснована. Так или иначе, но до Нового года осталось совсем мало времени, а никакой системы, которая могла бы прийти на смену действуюшему механизму, пока нет. Более того, как показал опыт прошедших на прошлой неделе российско-швейцарских консультаций по вопросам развития воздушного сообщения, выработать его чрезвычайно трудно.
Дело в том, что изначально всю дискуссию вокруг ТСМ раздули политики Евросоюза, которые посчитали систему платежей за полеты по транссибирским маршрутам несправедливой и архаичной. Безусловно, в этой системе много недостатков, однако политики были недовольны самим фактом платежей. Представители авиакомпаний и специалисты предпочитали отмалчиваться. Платежи по ТСМ весьма незначительны. Если разделить сотни миллионов долларов, о которых говорят политики, на количество рейсов, получится, что плата за полет самолета Boeing 747 из Европы в Азию составит 5-6 тыс. долл., при этом за время полета он израсходует примерно 100 т топлива по цене около 1 тыс. долл. за тонну. Гораздо более важное свойство системы ТСМ — ее сбалансированность, благодаря которой европейские авиакомпании получают определенный механизм защиты своих интересов.
Швейцария, хотя и не является формальным членом ЕС, стала первой страной, которой было предложено исключить из двусторонних отношений "компенсационные платежи". Как сообщает участник переговоров, заместитель председателя Совета по внешним связям российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Камиль Фейзрахманов , несмотря на, казалось бы, ожидаемую эйфорию, предложение вызвало у швейцарских партнеров полную растерянность.
По его словам, в ходе переговоров было показано, что простое изъятие из сбалансированной системы финансовой составляющей приведет в действие заложенные в механизме защитные функции, предусматривающие паритет коммерческих прав. В результате швейцарская авиакомпания Swiss, сэкономив незначительную сумму на платежах, может оказаться в гораздо более конкурентной ситуации. Швейцарская сторона взяла время на размышления и отказалась подписать какой-либо из вариантов итоговых документов, предложенных российской делегацией — даже протокол, фиксирующий ход дискуссии. "Это совершенно нормальный переговорный процесс, — сообщил ATO.ru Камиль Фейзрахманов. — Многие вопросы требуют глубокого осмысления, впереди длинный ряд переговоров с представителями как европейских, так и азиатских государств".
Нельзя также исключать, что Швейцария проведет консультации с Евросоюзом, чтобы предложить на переговорах с Россией какую-то единую позицию. Однако пример проведенных консультаций показал, что перевод дискуссии из политической плоскости в профессиональную порождает множество вопросов, и прежде чем ломать какую-либо систему, необходимо разобраться, как она работает и что может прийти ей на смену.