Электрическое небо: последнее слово в технологии гибридных самолетов | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Электрическое небо: последнее слово в технологии гибридных самолетов

2023 год может стать переломным для индустрии электрических самолетов и воздушной мобильности. Гибридные летательные аппараты постепенно переходят из плоскости концептов в период коммерциализации и реального применения. Кто главный претендент на успех? Разбираемся.     

Попытки обрисовать будущее авиации делают фантастическое количество компаний: и гиганты авиастроения, и энтузиасты от авиации, и IT, и автомобильные компании. По данным сайта Evtol.news, в разной степени разработки находятся 234 eVTOL. Эта аббревиатура расшифровывается как electric vertical take-off and landing, или электрический вертикальный взлет и посадка – основная характеристика, объединяющая новый класс полу-маши полу-самолетов. Среди разработчиков есть громкие имена – Airbus, Boeing, Toyota, Rolls-Royce, Google. А сами концепты направлены на различные типы воздушных перевозок – пассажирские, грузовые, медицинские, экспресс доставки грузов.

Крупные разработчики (а это те, у кого есть опыт и мощные материнские компании) уже собрали порядка 1200 заказов на сумму 8 млрд долл. Такие данные приводит агентство Alton Aviation Consultancy. Уже сейчас очевидно, что довезти революционную разработку eVTOL до эксплуатации смогут те, у кого есть ресурсы – научно-исследовательские, производственные, лоббистские, правовые, инфраструктурные.

Подобный комплексный подход и наличие ресурсов демонстрируют немногие. Исключением, например, является гигант Airbus, который работает сразу в четырех плоскостях – непосредственно разработка eVTOL, наработка нормативно-правовой базы, создание каркаса инфраструктуры и система управления всем этим.  

Первоначально Airbus разрабатывал проект Vahana – электрический конвертоплан, оснащенный восемью электромоторами с воздушными винтами и рассчитанный на перевозку 1 пассажира. Vahana впервые поднялся в небо в 2018 году, после чего Airbus сосредоточился на другой своей разработке – CityAirbus. Вероятно, Vahana служила опытным образцом для откатки технологий, в то время как четырехместный CityAirbus станет настоящим будущим. CityAirbus способен преодолевать расстояния до 80 км с максимальной крейсерской скоростью 120 км/ч. Он соответствует стандартам сертификации для летательных аппаратов вертикального взлета и посадки SC-VTOL, недавно принятых Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA). Первый полет прототипа запланирован на текущий год.

Одновременно с прототипами, Airbus работает над инфраструктурными объектами. Проект Airbus Urban Mobility изучает, как новая городская воздушная мобильность впишется в существующую городскую инфраструктуру.

Другой архиважной инициативой стала разработка системы управления воздушным движением UTM. Ее созданием и адаптацией под существующую систему ОРВД Airbus занялся со своим закадычным конкурентом Boeing. Гиганты авиастроения ясно оценили, что в будущем нагрузка на систему управления воздушным движением будет только расти, и к коммерческим самолетам в небе присоединится большое количество eVTOL. Чтобы сделать все эти полеты безопасными и контролируемыми в 2020 году компании занялись работой над UTM.

Кстати, о разработках Boeing. Производитель работает сразу в нескольких направлениях – пассажирских и грузовых электрических машин. Особый интерес представляет проект Wisk. Стартап Wisk Aero, основанный Boeing и недавно закрытой компанией Kittyhawk основателя Google Ларри Пейджа, выводит на рынок четырехместный электрический беспилотный самолет. Заявленная крейсерская скорость машины – 222 км/ч, дальность полета 140 км. В компании оптимистично смотрят в будущее и утверждают, что Wisk может стать первым кандидатом на сертификацию в категории eVTOL.

Финишная прямая по становлению нового направления воздушных перевозок уже видна. Проясняются и очертания разработчиков, которые первыми придут к ней. Реальный интерес к электрическим разработкам проявляют и операторы бизнес-авиации. Согласно исследованию Alton Aviation Consultancy, 30% заказов на eVTOL размещаются авиакомпаниями деловой авиации, а более 50% всех заказов сделаны в 2022 году. Вероятно, в ближайшее десятилетие мы все же станем свидетелями новой эры авиации. Эры электрического неба.

Читайте также
Electra запускает гибридно-электрический самолет EL9 STOL

Самолеты смогут взлетать с взлетно-посадочной полосы длиной в 45 метров

Gulfstream G700 побил 65 рекордов перелетов между парами городов

Затем G700 отправился на Бахрейнский международный авиасалон, где будет представлен вместе с G500.

Поставки Bombardier сократились в третьем квартале, но доходы выросли

Поставки самолетов сократились на одну единицу, до 30, но выручка выросла на 12%

Операторы вертолетов подписывают заказы с Airbus и Leonardo

Оба производителя объявили о начале сотрудничества на Европейской выставке роторов

Aviation Heaven представляет глобальную карту услуг по техническому обслуживанию и ремонту самолетов

Онлайн-инструмент помогает операторам найти подходящее обслуживание для воздушных судов

Bombardier поможет восстановить первый бизнес-джет Lear Jet 23

Фонд Classic Lear Jet Foundation, некоммерческая организация, которая пытается восстановить первый п...

Запуск Gulfstream G300 ожидается в 2026 году

Запуск давно обсуждаемой модели G300, которая заменит действующую G280, может состояться в 2026 году...

Pilatus готовится к масштабному расширению во Флориде

Первоначальный центр технического обслуживания и продаж должен открыться в 2026 году в международном...

Цены на бизнес-самолеты на вторичном рынке упали на 8%

За год количество этих самолетов увеличилось на 20%.

Pilatus получает престижную награду «Живая легенда авиации»

В четвертый раз авиационные «Оскары» вручены в рамках «Живых легенд авиации Европы» на курорте Scala...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти