Электрическое небо: последнее слово в технологии гибридных самолетов | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Электрическое небо: последнее слово в технологии гибридных самолетов

2023 год может стать переломным для индустрии электрических самолетов и воздушной мобильности. Гибридные летательные аппараты постепенно переходят из плоскости концептов в период коммерциализации и реального применения. Кто главный претендент на успех? Разбираемся.     

Попытки обрисовать будущее авиации делают фантастическое количество компаний: и гиганты авиастроения, и энтузиасты от авиации, и IT, и автомобильные компании. По данным сайта Evtol.news, в разной степени разработки находятся 234 eVTOL. Эта аббревиатура расшифровывается как electric vertical take-off and landing, или электрический вертикальный взлет и посадка – основная характеристика, объединяющая новый класс полу-маши полу-самолетов. Среди разработчиков есть громкие имена – Airbus, Boeing, Toyota, Rolls-Royce, Google. А сами концепты направлены на различные типы воздушных перевозок – пассажирские, грузовые, медицинские, экспресс доставки грузов.

Крупные разработчики (а это те, у кого есть опыт и мощные материнские компании) уже собрали порядка 1200 заказов на сумму 8 млрд долл. Такие данные приводит агентство Alton Aviation Consultancy. Уже сейчас очевидно, что довезти революционную разработку eVTOL до эксплуатации смогут те, у кого есть ресурсы – научно-исследовательские, производственные, лоббистские, правовые, инфраструктурные.

Подобный комплексный подход и наличие ресурсов демонстрируют немногие. Исключением, например, является гигант Airbus, который работает сразу в четырех плоскостях – непосредственно разработка eVTOL, наработка нормативно-правовой базы, создание каркаса инфраструктуры и система управления всем этим.  

Первоначально Airbus разрабатывал проект Vahana – электрический конвертоплан, оснащенный восемью электромоторами с воздушными винтами и рассчитанный на перевозку 1 пассажира. Vahana впервые поднялся в небо в 2018 году, после чего Airbus сосредоточился на другой своей разработке – CityAirbus. Вероятно, Vahana служила опытным образцом для откатки технологий, в то время как четырехместный CityAirbus станет настоящим будущим. CityAirbus способен преодолевать расстояния до 80 км с максимальной крейсерской скоростью 120 км/ч. Он соответствует стандартам сертификации для летательных аппаратов вертикального взлета и посадки SC-VTOL, недавно принятых Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA). Первый полет прототипа запланирован на текущий год.

Одновременно с прототипами, Airbus работает над инфраструктурными объектами. Проект Airbus Urban Mobility изучает, как новая городская воздушная мобильность впишется в существующую городскую инфраструктуру.

Другой архиважной инициативой стала разработка системы управления воздушным движением UTM. Ее созданием и адаптацией под существующую систему ОРВД Airbus занялся со своим закадычным конкурентом Boeing. Гиганты авиастроения ясно оценили, что в будущем нагрузка на систему управления воздушным движением будет только расти, и к коммерческим самолетам в небе присоединится большое количество eVTOL. Чтобы сделать все эти полеты безопасными и контролируемыми в 2020 году компании занялись работой над UTM.

Кстати, о разработках Boeing. Производитель работает сразу в нескольких направлениях – пассажирских и грузовых электрических машин. Особый интерес представляет проект Wisk. Стартап Wisk Aero, основанный Boeing и недавно закрытой компанией Kittyhawk основателя Google Ларри Пейджа, выводит на рынок четырехместный электрический беспилотный самолет. Заявленная крейсерская скорость машины – 222 км/ч, дальность полета 140 км. В компании оптимистично смотрят в будущее и утверждают, что Wisk может стать первым кандидатом на сертификацию в категории eVTOL.

Финишная прямая по становлению нового направления воздушных перевозок уже видна. Проясняются и очертания разработчиков, которые первыми придут к ней. Реальный интерес к электрическим разработкам проявляют и операторы бизнес-авиации. Согласно исследованию Alton Aviation Consultancy, 30% заказов на eVTOL размещаются авиакомпаниями деловой авиации, а более 50% всех заказов сделаны в 2022 году. Вероятно, в ближайшее десятилетие мы все же станем свидетелями новой эры авиации. Эры электрического неба.

Читайте также
Новый или подержанный самолет – что лучше купить?

В начале подбора воздушного судна часто покупатели запрашивают предложения на покупку новых самолето...

Как выбрать брокерскую компанию для авиационной сделки?

Купить или продать самолет — непростая задача, требующая солидного опыта в авиасфере. К такому запро...

Снова в небо: Honda запустила программу сертификации самолетов со вторичного рынка

Производитель будет тщательно проверять и модернизировать легкие самолеты, прежде чем предлагать их ...

Модный цвет: как создают ливреи бизнес-джетов

Ливрея бизнес-джета – это его знак отличия и неотъемлемый атрибут образа. Какой процесс стоит за ярк...

Авиабиржа 2023: спрос опережает предложение

Нельзя говорить о продаже и покупке самолетов без внимания к рекордному превалированию спроса над пр...

Реклама – двигатель полета: разбираемся в характеристиках бизнес-джетов

Заявленные особенности самолетов не всегда несут в себе ту «сверх» ценность, которую в них вкладываю...

Чистое вдохновение: как создаются интерьеры частных самолетов

Производители бизнес-джетов бьются над дизайном и эргономикой внутреннего пространства своих машин, ...

Принципы эффективного управления частным самолетом

Предлагаем четкий перечень правил и требований, которых стоит придерживаться для эффективного управл...

Рынок техобслуживания джетов сопротивляется

Несмотря на то, что, сделать плановый ремонт бизнес-джету практически нельзя, в некоторых случаях эт...

Лучшие из лучших: топ-20 производителей авиатехники бизнес-класса

Хотите купить самолет или вертолет? Начните с изучения ключевых фактов о производителях самолетов, ч...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти