Этикет на борту бизнес-джета
Овальные иллюминаторы бизнес-джетов надежно скрывают пассажиров, их гастрономические предпочтения и любимые направления, а еще – правила и культуру поведения. Предлагаем заглянуть на борт и узнать, что это за негласные правила этикета, которые приняты в закрытом мире частной авиации.
Воздушные нюансы
Современный этикет, как известно, помогает производить приятное впечатление и выстраивать эффективное общение. Единый свод правил, он действует и дома, и в общественных местах, имеет национальный акцент. А еще – он дополняется уникальными штрихами по мере появления новых сфер жизни. Бизнес-авиация – одна из них.
На первый взгляд, на борту частного самолета работает тот же джентельменский набор правил, что и на земле. Приветствие, дамы вперед, рассадка по креслам, привычная последовательность подачи блюд, чаевые и прощание. Однако дьявол кроется в деталях.
Признаком хорошего тона на рейсах бизнес-авиации считается личное приветствие командира воздушного судна пассажиров. Как правило, он представляет свой экипаж, сообщает детали маршрута – города по пути следования, погоду, продолжительность рейса – и желает счастливого полета. Это помогает установить личный контакт и снять переживания относительно безопасности полета. Сама посадка на борт также выполняется по правилам хорошего тона. Вначале на борт поднимается собственник самолета или главный пассажир – человек, оплативший чартерный рейс. Именно он выбирает лучшие места, после чего на борт поднимаются его гости.
Сервировка и подача блюд фактически не отличается от принятой в ресторанах, но все же имеет свои особенности. Сначала стол сервируется посудой, затем появляются хлеб, бокалы и вино. И комплимент от шефа – он зависит от страны и национальности пассажиров. Например, в Испании или Италии это будет оливковое масло, чтобы макать хлеб. Пассажирам из ближневосточных стран предложат мезе – хумус или бабагануш.
На этом культурные особенности не заканчиваются. Так, для пассажиров из России суп принесут на обед. А вот европейским путешественникам его подадут на ужин или в качестве закуски. Французы ждут белые сыры с ягодами на десерт, а русские – на закуску к вину. Уроженцы ближневосточных стран предпочитают, когда накрывают «шведский стол»: общая пища, все блюда для всех пассажиров. Никаких отдельных позиций на отдельных тарелках. И, конечно, никакой подачи левой рукой для представителей арабских стран.
А вот элитный алкоголь подается на борту бизнес-джетов с допущениями. Дело в том, что у экипажа просто нет физической возможности везти весь арсенал бокалов, стаканов и рюмок под определенные виды алкоголя. Поэтому зачастую пассажир может получить стакан для виски, наполненный коньяком и извинениями от бортпроводника.
Поблагодарить экипаж за полет можно по земным канонам – дать чаевые. Примечательно, что пассажиры из арабских стран всегда передают чаевые перед полетом.
Пассажиру на заметку
Чтобы в первом полете на бизнес-джете не попасть впросак, рекомендуем запомнить простые правила этикета. Они помогут не только непринужденно провести полет, но и впитать определенный ментальный код бизнес-авиации.
- Не опаздывайте в аэропорт. Расписание бизнес-джетов планируется так же, как коммерческих самолетов, поэтому заблаговременный приезд будет хорошим тоном, позволит вовремя улететь и, в случае с чартерными рейсами, не попасть на штраф.
- Выбор места. Человек, владеющий самолетом или оплативший за рейс, первым поднимается на борт и выбирает места. Лучшие.
- Багаж. Если брокер или приглашающая сторона попросили взять только один чемодан, это означает только один чемодан. Бизнес-джеты небольшие и ограничения по весу на них более жетские, чем на вместительных коммерческих лайнерах.
- Красное вино. Выбирая этот напиток будьте предельно осторожны – вино может случайно попасть на дорогой ковролин. И если вы летите на чартерном рейсе, вас могут попросить оплатить чистку.
- Знак внимания пригласившему на частный самолет. Путешествуя в качестве гостя, не забудьте про подарок владельцу. Это может быть бутылка вина, конфеты – в общем то, что понравится каждому.
Приятного полета и помните – этикет в замкнутом пространстве – залог комфортабельного полета и пассажиров, и экипажа.