Стюардесса бизнес-авиации: современные требования
Профессиональная и опытная стюардесса на борту частного самолета — залог успешного авиапутешествия в любую точку земного шара. Ведь именно на хрупких плечах бортпроводницы лежит главное впечатление от полета, а значит, и впечатление пассажира от всей проделанной работы по организации рейса. На какие психологические характеристики при выборе стюардессы стоит обратить внимание? Что входит в зону ее ответственности? О каких особенностях пассажиров следует предупредить бортпроводника перед полетом? Перечислим современные требования, которыми должна обладать стюардесса бизнес-авиации.
Совместимость с экипажем
Летный экипаж и стюардесса должны быть психологически совместимы. В противном случае на борту могут возникнуть конфликтные ситуации, которые могут негативно сказаться на итоге полета.
Психологические особенности
Стюардесса должна быть готова к работе с ненормированным графиком, коммуникабельна, стрессоустойчива, уметь действовать в нестандартных ситуациях, иметь опыт работы с vip-клиентами, знать основы этикета.
Знание кодекса поведения в полете
Стюардесса обязана четко знать кодекс поведения с экипажем и пассажирами в полете и в командировке, регулярно проходить курсы повышения квалификации: тренинги по сервису и по безопасности, навыки общения с vip-пассажирами, основы конфликтологии.
Passenger profile
Качественная работа стюардессы на борту обеспечивается полной информированностью об особенностях пассажиров. Опытная стюардесса должна иметь в своем распоряжении анкету предпочтений пассажира — passenger profile. Сюда входят:
— предпочтения по питанию (конкретные блюда, виды кухни, диеты и ограничения);
— горячие напитки (особые сорта чая /кофе, способ приготовления и подачи);
— алкоголь (любимые марки);
— персональные особенности (психологический портрет, привычки, манеры);
— особенности обслуживания (курение, пожелания по режиму пребывания на борту, способы обращения к пассажиру);
— детали (любимые/нелюбимые запахи, цвета, музыка, виды цветов, фильмы, особая посуда и т.п.).
Подобная информация предоставляется бортпроводнику менеджером, организующим полет, по электронной почте или по телефону.
Встреча пассажиров и сервис на борту
Стюардесса всегда должна встречать пассажиров. Летом — у трапа самолета, зимой — в салоне. В список основных обязанностей бортпроводника входит: приветствие и представление экипажа, помощь в размещении, обеспечение свежей прессой, игрушками (детей), приветственными напитками welcome drink, осибори (горячими или холодными влажными полотенцами), проверка чистоты самолета (уборка), отслеживание работоспособности аэрошоу (мониторов для отслеживания перемещения самолета на карте), фоновой музыки, системы водоснабжения, сливов и смывов и т.д. Если пассажир собирается спать, стюардесса готовит все необходимое для его сна.
Оказание первой помощи
Одно из главных качеств стюардессы — ее профессиональное поведение в экстремальной ситуации. Умение оказать первую медицинскую помощь, аварийно-спасательные навыки и психологическая поддержка пассажиров в стрессовых ситуациях — отличительные черты опытного бортпроводника в современной бизнес-авиации.
Оформление салона
Бортпроводник должен хорошо разбираться в основных видах оформления салона. Это целевое украшение (цветы и цветочные мини-композиции, свежая пресса, журналы, выбор DVD/CD, настольные игры, welcome table & credenza, пледы и подушки, тапочки и носки, косметические и спальные наборы, приятные ароматы, фоновая музыка и т.д.) и тематическое украшение (воздушные шары, елка, праздничные украшения, поздравительные открытки и т.д.).
Знание правил сервировки
Профессиональная стюардесса разбирается в особенностях сервировки стола, подачи блюд и приборов к ним, владеет искусством plate art, когда блюдо должно подаваться красиво.
Организация питания
В случае если у заказчика нет особых пожеланий по меню в полете, стюардесса организовывает питание по своему усмотрению, опираясь на собственные знания высокой кухни и мировой гастрономии, а также на особенности страны, из которой будет совершаться вылет.
Навыки сомелье
Опытная стюардесса владеет основными навыками сомелье, чтобы помочь пассажирам с выбором соответствующих марок к определенным блюдам. Она должна четко знать ассортимент имеющихся на борту алкогольных напитков, а также индивидуальные предпочтения владельца судна или пожелания конкретных пассажиров. Стюардесса обязана следить за тем, чтобы алкоголь был в нужном количестве, пиво и водка — всегда охлаждены, а вина — необходимой температуры для мгновенной подачи.
Безопасность курящих пассажиров
В зоне ответственности стюардессы и соблюдение курящими пассажирами правил безопасности во время полета (на «курящих» бортах). Запрещено курить — во время дозаправки, взлета и посадки. Стюардесса меняет пепельницу после каждого использования.