Коллекционирование произведений искусства: мифы и реальность | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
17.09.2021
Стиль

Коллекционирование произведений искусства: мифы и реальность

Ситуация с пандемией коронавируса радикально изменила наш образ жизни: у многих высвободилось время не только на ревизию собственного пространства, но и на получение новых знаний.

И здесь все чаще стала возникать тема коллекционирования. В этой статье не будет готовых рецептов и ответов на вопрос, как стать коллекционером. Вариантов много, и они напрямую связаны с личностными качествами потенциального собирателя ценностей. В то же время вокруг коллекционирования всегда создается флер чего-то недоступного и богемного. Попробуем развеять некоторые заблуждения и посмотреть на факты.


МИФ 1 

Коллекционированию можно научиться, и есть специальные учебные программы, которые дают необходимые знания. 

РЕАЛЬНОСТЬ 

Дело в том, что нет и не может быть методики обучения коллекционированию. Коллекционерами становятся в силу целого ряда обстоятельств: любви к искусству, воспитания, образования, круга общения, собственного вкуса, финансовых средств и, наконец, свободного времени. В один прекрасный день возникает желание приобрести какую-то понравившуюся вещь. Дальше — больше: интересно уже дополнить имеющееся в собственности произведение сходным по смыслу, теме, автору, либо просто продолжить покупки приятных глазу предметов. Так возникает тема собирательства. 

На курсах и в школах можно получить базовые знания, которые помогут в дальнейшем лучше разбираться в теме: лекции по истории искусства, основы арт-бизнеса, музейное дело и прочее, но на коллекционера выучиться невозможно.


МИФ 2 

Чтобы начать коллекционировать, нужно глубоко разбираться в истории искусства, в идеале — быть профессиональным искусствоведом.

РЕАЛЬНОСТЬ 

Безусловно, знания помогут лучше ориентироваться, разовьется «насмотренность», появятся контакты среди специалистов и единомышленников, но вряд ли стремление глубоко разбираться во всех темах искусства оправданно. Скорее важно начать интересоваться определенным видом искусства, периодом, автором, который находится в фокусе вашего внимания. Неплохо понимать, в чем эстетические особенности и каковы стилистические характеристики того или иного произведения, а также учитывать более материальные аспекты: какие цены на аукционах, какова статистика спроса и прочее.

В конце концов, коллекционеры лучше других осваивают именно знаточество — глубину информированности о предмете через практическое соприкосновение с ним. Далее любое знание можно только углублять, вовлекая в орбиту интересов все большее количество предметов (по периодам, регионам, авторам, темам и прочее) и общаясь со специалистами.


МИФ 3 

Коллекционирование — это очень дорого.

РЕАЛЬНОСТЬ 

Коллекцию можно начинать практически с любым бюджетом, но с некоторыми оговорками: графика будет стоить дешевле, чем живопись, ученический период интересующего вас художника может оказаться дешевле периода расцвета его творчества, тиражные предметы дешевле единичных, зарубежное может цениться меньше, чем отечественное. Это только отдельные примеры с большим количеством исключений. Интересно, что способы приобретения в коллекцию могут быть самыми неординарными и не самыми дорогими: коллекционеры любят обмениваться предметами, произведения передаются в дар, даже случайная покупка на блошином рынке может дать импульс к началу коллекции.

Однако не все так просто с выбранным направлением. Банально, но у коллекционера со временем может поменяться вкус: с чем-то дорогим легко расстаются ради приобретения предметов, важных для коллекции, но менее ценных с точки зрения рынка.

Все сказанное не исключает наличия изначально дорогих коллекций. Важно понимать, что в коллекционировании ценен сам процесс: коллекции, рождающиеся через сложности и ограничения (финансовые, временные, территориальные), — это коллекции с историей. Истинный коллекционер — всегда охотник и исследователь.

Стоимость коллекции с точки зрения затрат на приобретение отдельных предметов может существенно отличаться от ее совокупной ценности в глазах арт-рынка. Прямо по Аристотелю: «Целое всегда больше, чем сумма отдельных его частей».


МИФ 4 

Коллекционирование в инвестиционных целях — это всегда гaрантированная доходность.

РЕАЛЬНОСТЬ 

Любой коллекционер скажет вам, что если ваша цель исключительно инвестиционная, то забудьте о коллекционировании. Искусство — непредсказуемая сфера, бывают беспроигрышные варианты, но от них обычно не приходится ждать высокой доходности. Скорее это будет способом сохранения капитала. А вот со спекулятивным спросом нужно быть осторожными: завтра предмет может потерять в цене, а вам с ним жить. Именно поэтому произведение должно нравиться изначально, а инвестиционная составляющая может стать лишь дополнительным бонусом. Как обсуждалось выше, другим важным фактором будет являться ценность всей коллекции как таковой, то есть инвестиционная привлекательность будет неочевидна в процессе формирования, но станет существенной впоследствии. И еще один универсальный инвестиционный совет, применимый и к искусству: знайте свой актив!


МИФ 5 

Коллекционеры — как правило, конcервативные респектабельные люди старшего поколения. 

РЕАЛЬНОСТЬ 

Раньше это правило работало очень хорошо, и на международных арт-ярмарках каждого такого коллекционера можно было узнать издалека, особенно если речь шла об искусстве старых мастеров и известных антикварных салонах. Сегодня сообщество собирателей очень помолодело. Прежде всего это связано с интересом к современному искусству, а также к ажиотажу вокруг альтернативных медиа (цифровое искусство, криптоискусство). Теперь коллекционер может быть даже подростком, собирающим виртуальную коллекцию, не говоря уже о том, что молодое поколение отлично смотрит и на долевое владение редкостями.


МИФ 6 

Коллекционер не афиширует свою коллекцию, и вопрос статуса его не интересует. 

РЕАЛЬНОСТЬ 

Такие коллекционеры частично остались — это наиболее консервативная часть сообщества, и их меньшинство. Коллекционирование сегодня дает престижный статус в арт-мире, добавляет репутации обладателю коллекции в бизнес-среде, открывает двери в некоторые закрытые клубы истинных ценителей. Так что вопрос статуса может играть весьма важную роль, даже быть определяющим на начальном этапе формирования коллекции. Вообще сама жизнь коллекции представляется не менее важной: участие в выставках «усиливает» провенанс, а также влияет на стоимостную составляющую. Отдельная тема здесь — коллекционирование и меценатство: передача качественной коллекции в дар музею или иному учреждению — честь как для дарителя, так и для одаряемого.


МИФ 7 

Для коллекционера всегда важен провенанс (происхождение и история владения предметом искусства). 

РЕАЛЬНОСТЬ 

Продвинутая и грамотно структурированная коллекция с большей вероятностью будет характеризоваться вещами с безупречным провенансом. На практике же имеющий навыки знаточества коллекционер или его специалисты могут смотреть на вещи и без надлежащего провенанса, ориентируясь на свое мнение, чувство прекрасного и знание исторических фактов. Именно благодаря этому навыку открывают неизвестные ранее работы великих мастеров, но это же приводит и к громким скандалам из-за ошибок экспертов. Идеальный провенанс повлияет на увеличение стоимости ценного произведения. В то же время вещь с отличным провенансом, но не очень высокого качества может надолго застрять на рынке или существенно упасть в цене.


МИФ 8 

Коллекционеры очень тщательно каталогизируют свои коллекции и упорядочивают документы. 

РЕАЛЬНОСТЬ 

В идеальной ситуации должно происходить именно так, но на практике существует множество коллекций с предметами, не оформленными документально, что представляет проблему как при последующих продажах, так и при наследовании. Коллекции нечасто бывают даже каталогизированы и должным образом описаны, у владельца просто могут не дойти до этого руки, поскольку такой вопрос обычно встает на тех стадиях коллекционирования, когда предметов уже достаточно много. Редкий коллекционер может похвастаться идеальным документооборотом.


МИФ 9 

Коллекционер начинает собирать коллекцию в молодом возрасте. 

РЕАЛЬНОСТЬ 

В этом вопросе нет единых сценариев, случается по-разному. Если в семье уже есть коллекция, то дети продолжают дело родителей или начинают нечто свое по другой теме, но часто наследники просто распродают ценные собрания, не имея к ним интереса. Однако у людей постарше коллекционирование может стать осознанным выбором, а сам интерес к теме проявится в связи с определенными событиями жизни. Это тот случай, когда накопленная критическая масса впечатлений, знаний и опыта воплощается в конкретную материальную ценность. Немного косо будут смотреть на того, кто приобретает «все и сразу», потому что коллекционирование — это про скрупулезное собирание сокровищ и любование каждым предметом в отдельности, а не про закупку большой партии товаров. В общем-то, начинать коллекционирование можно в любой момент, дальше все зависит только от вашей вовлеченности и интереса. 

Коллекционирование не знает единых сценариев и дает огромное пространство для творчества, поиска новых смыслов, реализации личных устремлений. И возникающий вопрос, как стать коллекционером, может означать только одно — вы лично внутренне уже готовы к этому увлекательному процессу. Теперь осталось попробовать.

Юлия Осадчая

Читайте также
Лир 003: воскрешение легенды

Группа по сохранению Lear Jet борется за восстановление первого поставленного бизнес-джета в истории

Global Jet Capital: рынок бизнес-джетов нормализуется

«В настоящее время отрасль хорошо подготовлена ​​к тому, чтобы пережить любой будущий экономический ...

Искусственный интеллект в бизнес-авиации: будущее наступило

Группа разработчиков программного обеспечения для чартерных перевозок применяет технологию искусстве...

Ресторанные высоты на борту самолета: в небе как дома

Три кейтеринга для бизнес-авиации, которые поднимут ваш полет на уровень высшего класса

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти