Закулисные истории благотворительных вечеров
Текст: Светлана Пчельникова, президент Международного объединения авторов кукол, издатель серии книг об искусстве кукол, меценат, попечитель государственного музея «Царское Село», автор благотворительных проектов и международных выставок, обладатель одной из крупнейших в мире коллекций авторских кукол.
Родом я из обычной московской интеллигентной семьи. Поступила в институт, там же на дискотеке познакомилась с будущим мужем, не подозревая, что буквально через несколько лет мы станем миллионерами. Поженились, оба студенты, надо работать и учиться. А потом повезло: занялись вычислительной техникой, открыли компьютерный бизнес. Я работала на фондовой бирже: акции, фьючерсы — все новое, интересное. Но, главное, мне удалось сохранить детское отношение к миру: один за всех и все за одного! Отсюда и желание помогать, когда появились возможности.
Я была организатором нескольких крупных аукционов в Москве и могу поделиться своим успешным опытом. Все надежные благотворители прилагают достаточно усилий, чтобы жертвователь в любой момент мог убедиться в судьбе своего взноса.
Репутация! Надо искать информацию: чем известен организатор, чем он занимался ранее, многие ли ему доверяют и давно ли? Были ли скандалы с деньгами, и чем они закончились? Лучше, если организатор проводит аукцион совместно с каким-либо известным и надежным фондом. Фонды проверяют и готовят полный пакет документов.
В процессе подготовки аукциона, до момента, пока не распределена последняя копейка, все участники (организаторы, партнеры, ведущие, гости) находятся в равно незащищенной ситуации. Мой друг Александр Степанян, владелец ресторанного и ювелирного бизнеса, делал благотворительный проект «Парад коров» для детских домов. Фигурки больших коров расписывали Андрей Макаревич, Юрий Купер, Никас Сафронов, Жириновский, Чичваркин. Они выставлялись в ГУМе и на Красной площади, их продавали на аукционе «Сотбис», но нанятые на проект продюсеры деньги украли и исчезли. Александру с партнером пришлось завершать проект на свои средства. Вопрос стоял о репутации. Это урок мне как организатору: самой относить деньги в больницу и собирать все документы для отчета.
Чтобы проект получился, организаторам необходим очень большой запас энергии Добра, которая должна присутствовать с самого начала, иначе точно ничего не получится.
Случайные покупки — у людей может не оказаться с собой денег, все приходят с картами, поэтому может получиться, что лот останется непроданным или проданным за копейки.
После окончания Кубка России по хоккею спортсмен выставил на торги свои вещи, но победивший не явился за лотом. Этим опасны интернет-аукционы. Организаторы не получили заявленных денег. Задача не решена. Все расстроены, хотя никто никого не хотел обидеть.
Еще одно — возвращенные лоты. Их купили, но потом вернули. Это благородно, но продать их второй раз очень сложно. Они утратили ценность и атмосферу.
Одно из самых важных условий для успешного вечера — это атмосфера. Немного крепкого алкоголя на входе, красивые девушки, перед которыми хочется блеснуть всем участникам процесса.
Надо дать возможность людям, пришедшим с деньгами, но не выигравшим торги, оставить свои деньги взамен на призы лотереи. Люди принципиально хотят потратить средства на благотворительность. Помню, в Калининграде на новогоднем аукционе человека, который говорил: «У меня остался еще миллион, на что его можно потратить?»
Представление лотов очень важно, поэтому многое зависит от ведущего/аукциониста. Надо, чтобы он понимал специфику мероприятия и болел за дело. Одни из лучших по моему опыту — Леонид Ярмольник, Андрей Малахов, Владимир Познер, Святослав Белза.
Люди покупают историю. Желательно, чтобы автор или хранитель присутствовал лично. Чем персонализированнее лот, тем выше шансы очень успешно его продать.
В ходе аукциона добавляются бонусы. К примеру, совместные фото. Ярмольник однажды предложил себя в качестве персонального водителя на любой выходной день как бонус к продаваемому им лоту — автомобилю «Мерседес». Андрей Малахов готов был снять (может быть, добавить к лоту) модный кожаный пиджак и галстук, чтобы поднять ставку на аукционе.
Образцово проходят благотворительные вечера легенды хоккея Владислава Третьяка в ресторане «Яръ»: есть лотерея, тихий аукцион, громкий аукцион самых ценных лотов. Все посетители делают входной благотворительный взнос, и работает магазин сувениров, на которых Влад тут же ставит автограф. Ежегодно собираются очень приличные суммы, за которые каждый раз отчитываются до копейки.
Плохо, когда к делу милосердия подходят неразумно, недальновидно, безответственно.
Есть и прямые преступления. Мошенники используют человеческий порок — лень. Неленивый разберется в ситуации.
В Интернете есть сотни вирусных объявлений о поиске доноров, собачьих приютах. В соцсетях много лет процветает мошенничество на крови. Ленивые пересылают друг другу страшилку про ребенка с редкой группой крови. Эта тема легко «гуглится». Есть даже моя статья об этом. Никогда не отправляйте деньги на какой-то неизвестный номер или счет в социальных сетях, снабженный фотографией «умирающего ребенка».
Владимир и Надежда Платоновы до сих пор попрошайкам, на улице собирающим на операцию больному ребенку, раздают визитки с приглашением обращаться напрямую в Думу. Никто ни разу не пришел.
Мошенники врут или замалчивают информацию: активно или пассивно обманывают доверчивых граждан, которые, раз-два обжегшись, теряют желание помогать. Остаются люди, доказавшие свою порядочность.
Сейчас ситуация нормализовалась, государством и фондами проделана огромная работа.
Норма — постоянно поддерживать несколько фондов, которым нужны деньги на экстренные случаи, — например, закупка новых лекарств, которые еще не выпускались, когда формировался бюджет.
Мой выбор — Фонд Владислава Третьяка, фонд Фаины Захаровой «Линия жизни», фонд «Артист» (директор — Ольга Каталина), фонд «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана.
Автор иллюстрации: Эльвира Насибуллина