Чистый обсидиан
Летом с верфи Feadship (Нидерланды) отправилась в первое плавание очередная знаковая для этого производителя яхта. 84,2-метровая Obsidian важна для Feadship, поскольку продвигает верфь на пути к декарбонизации сразу на несколько шагов вперед.
Obsidian начали проектировать в разгар ковидной изоляции, когда о подключении к работе над яхтой сторонних дизайнеров не могло быть и речи. Благо у Feadship есть собственное дизайн-бюро De Voogt Naval Architects. Его главный дизайнер Брэм Йонгепир, заручившись поддержкой коллег с других крупных верфей по всему миру, несколько лет назад начал работу над YETI (Yacht Environmental Transparency Index) — сводом пунктов, по которым стоит оценивать влияние конкретной яхты на окружающую ее среду, количество энергии, потребляемое той или иной системой на борту, и в результате выдавать продукт (то есть яхту), способный максимально эффективно расходовать топливо, производить наименьшее количество вредных выбросов — одним словом, быть eco friendly.
Йонгепир и его коллеги предлагают замерять не только степень «загрязненности» выхлопа или уровень шума двигателей и вибраций корпуса яхты как очевидно разрушительно действующие на мировой океан. С его точки зрения честным будет оценивать и экологичность материалов, из которых строится и которыми отделывается яхта, начиная с процесса их добычи и заканчивая сроком утилизации. Далее разработчик YETI предлагает умножить все полученные оценки на длину жизненного цикла яхты и таким образом получить наиболее адекватную оценку ее «экологичности». В условиях, когда о снижении карбонового следа в яхтенной индустрии говорят буквально все и для многих производителей этот разговор заканчивается установкой на яхты мощных батареек, близость которых к экологии вызывает много вопросов, такой целостный подход, как у создателей YETI, вызывает уважение.
Obsidian стала первой яхтой Feadship, построенной «по правилам YETI». Передвигается она на топливе из очищенных растительных масел (HVO). В ходе работы над Obsidian и оценки ее по YETI Брэм Йонгепир установил, что львиная доля энергии на борту суперъяхты уходит на бытовые нужды, так называемую работу в режиме отеля: кондиционеры, электроприборы, кухню. Поэтому, в частности, для яхты разработали сложную систему кондиционирования, использующую излишки тепла, производимые самой яхтой, когда она нагревается на солнце. Кажется, Feadship в очередной раз опередила своих коллег по цеху.