Подготовка яхты к сезону: 5 основных этапов
Предъявить какие-либо претензии к состоянию судна весной может только тот, кто правильно успел подготовить его к зиме. Представители компании Ocean Breeze решили осветить тему, занимающую умы всех практикующих судовладельцев, а именно подготовку яхты к сезону, или к навигации, если говорить точнее.
Поскольку этот процесс следует начинать сразу же по завершении сезона предыдущего, чтобы весной не обнаружить свою любимицу в состоянии, далеком от идеального, мы советуем по всем правилам провести ее консервацию и организовать зимнее хранение в межнавигационный период.
Целесообразно разделить данную тему на зиму и весну, а особое внимание уделить подготовке судна к «зимовке», так как ошибки при проведении консервации по причине неучастия владельца и делегирования полномочий нечистоплотным исполнителям — явление довольно частое и, что еще хуже, крайне затратное. Избегая непреднамеренных трат, предлагаем сразу определить, какой вариант консервации, хранения и расконсервации наиболее приемлем именно для вашей яхты, определить для себя список необходимых работ и исходя из этого крайне внимательно подойти к выбору подрядчика и механика.
Итак, поговорим о подготовке к хранению. Но для начала обратимся к материалу корпуса яхты. Если вы обладатель судна с металлическим корпусом, то вам в какой-то степени повезло, поскольку известно, что стальные яхты могут зимовать даже во льду. Однако, если такая яхта находится в жарких широтах, то высокая влажность, коррозия, долгие стоянки и активное использование в условиях агрессивной морской среды могут пагубно влиять на судовую сталь, и все же придется поднять яхту на сушу.
В том случае, если корпус яхты из стеклопластика, в условиях резкого перепада температур (что нередко случается в зонах сурового климата) он потребует хранения в специальном помещении — сухом и теплом эллинге. Кстати сказать, эллинг — идеальный вариант для любого материала корпуса: просторное помещение поможет яхтам просохнуть, полностью защитит их от вредного воздействия солнца и осадков, позволит начать ремонтные работы уже зимой.
Однако тут возможны нюансы: во-первых, эллинги есть не везде, и на всех их обычно не хватает, во-вторых, такое хранение довольно дорогостояще — в среднем $8 за метр длины корпуса в сутки (для Москвы) — и, в-третьих, габариты яхты, как это случается с крейсерскими судами, могут превосходить возможности помещения.
Отсюда напрашивается вывод, что стоит заранее выяснить возможности вашего яхт-клуба на предмет нахождения судна в эллинге, и если таковой будет недоступен, предстоят подъем яхты на сушу и выбор, где хранить яхту: под навесом (предпочтительный вариант) или же под открытым небом, заранее зачехлив ее и законсервировав.
Рекомендуем выбирать проверенного подрядчика и даже одного и того же механика, который займется и консервацией яхты, и ее подготовкой к сезону.
Консервация суперъяхты
Консервация — это работы, касающиеся систем, силовых установок и приводов. Хороший подрядчик старается сделать процесс максимально «прозрачным», проведя сюрвей в конце сезона и выявив все мелкие дефекты. В идеале перед подъемом яхты стоит провести ходовые испытания (о них мы писали ранее), во время которых будет проверена работа всех систем: опреснителя, генератора, кондиционера и так далее. В этом случае вместе с чек-листом владелец яхты получит список рекомендаций и график работ по обслуживанию и ремонту, что впоследствии убережет его от излишних трат и вопросов.
1. Что заменяется? Все фильтры, расходные элементы, масла и эксплуатационные жидкости.
2. Где заменяются? В сложных механизмах и системах: джакузи, души, кондиционеры, гальюны, кран-балки и тому подобное.
3. Как заменяются? Системы заполняются необходимыми нетоксичными жидкостями, а весной происходят слив и промывка танков до стерильного состояния.
4. А как же топливные баки? Есть два варианта: оставить их абсолютно пустыми либо полными. В ином случае в баках образуется конденсат, вследствие чего забиваются фильтры. Мы все же советуем раскошелиться и зимовать с полными баками, так как пустые не дают гарантии абсолютного отсутствия конденсата, равно как и применение специальных присадок.
5. И, наконец, винты и валы: хотя они не столь требовательны к проверкам, зимой имеет смысл проверить их на изменение геометрии, так как даже незаметное для глаза может стать причиной вибрации и серьезных повреждений редуктора.
В заключение хочется добавить, что консервации систем стоит уделить особое внимание, передав ее в руки профессионалов. Поэтому обязательно заведите двусторонний формуляр, в который будут заноситься состояние систем и механизмов, результаты проверок, устранения неполадок, расход топлива, скорость, вес и необходимые параметры, что впоследствии убережет от излишних трат и вопросов.