Андрей Калинин: «Сегодня бизнес-джет — это «умный дом» с крыльями» | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Андрей Калинин: «Сегодня бизнес-джет — это «умный дом» с крыльями»

Управляющий партнер Клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин — о требовательных пассажирах, экономных судовладельцах и индийском потенциале. Специально для журнала част(н)ых путешествий L’Officiel Voyage.

Вы работаете в деловой авиации с 2007 года. За 10 лет как-то поменялся подход клиентов, их запросы?

Я бы взял более раннюю точку отсчета. В 1990-е, когда в стране появились люди с большим капиталом, но еще не сформировалась культура трат, они учились обращаться с вещами, которые прежде были недоступны. Случались крайности, достаточно вспомнить байки о новых русских. Авиапарк для частных перелетов тогда состоял лишь из самолетов особого назначения еще советского выпуска. В начале 2000-х начала формироваться бизнес-авиация в ее нынешнем виде. На наш рынок пришли иностранные компании, которые предлагали бизнес-джеты обеспеченным людям. До кризиса 2008-го никто не считал денег, богатые россияне, как сегодня китайцы, отличались расточительностью. Однако подход изменился, и сейчас российские клиенты прагматичны и очень требовательны. Мы работаем с клиентами из Германии, Канады, Израиля, Великобритании, так что нам есть с кем сравнивать.

Сколько человек в России выбирают бизнес-авиацию? И куда они летают?

Около пяти тысяч. Это собственники и топ-менеджеры крупных компаний, а также политики (чаще всего те, кто в свое время заработал капитал в бизнесе). И их семьи. Если речь о бизнес-поездках, то по России это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. Из ближнего зарубежья – Казахстан. В последнее время стали больше летать в Китай. В Европе абсолютный лидер по перелетам из России – Лондон, но также популярны и другие финансовые центры: Мюнхен, Берлин, Франкфурт, Вена. Если же речь об отдыхе, то тут большую роль играет сезонность. Летом наши бизнес-джеты летят на Лазурный Берег. Зимой уже многие годы не сдает позиции Куршевель. Популярны также Сейшельские острова, Мальдивы. Париж пользуется особым спросом в апреле и сентябре-октябре.

По России на отдых не летают?

Туризм активно развивается. По направлениям это Алтай, Камчатка, в последнее время еще Карелия. И Сочи, конечно.

Каково положение российской бизнес-авиации сейчас в мире? Далеко ли нам до лидеров?

Бизнес-авиация развивается там, где крутятся большие деньги. Неудивительно, что самый загруженный частными рейсами аэропорт в Европе – лондонский. Лидер же мировой бизнес-авиации – США, где в два-три раза больше частных самолетов, чем во всей Европе. Секрет успеха в том, что в Америке не покупают супердорогие лайнеры, там бизнес-джет воспринимается утилитарно, как средство передвижения. Сейчас бизнес-авиация быстро развивается в Китае, но с его законами и политической спецификой он вряд ли вырвется в лидеры. Я бы скорее делал ставку на Индию – сегодня у них около 40 частных самолетов на всю страну, при том что число богатых людей там сопоставимо с Китаем и Россией. Число самолетов, которыми владеют наши граждане, два года назад оценивалось приблизительно в 700 единиц, сегодня их около 500. Причина такого сокращения понятна: финансовый кризис в стране и политическая нестабильность в мире. Но статистику по нашей стране выстроить сложно. У нас около 20 процентов крупных бизнесменов имеют нероссийское гражданство: кто-то живет в Монако, кто-то в Лондоне, кто-то в Женеве. И бизнес-джеты, которые покупают россияне, в большинстве случаев зарегистрированы в других странах, так как у нас это сделать сложнее.

Что еще препятствует развитию бизнес-авиации в России?

Барьеры в законодательстве, налогообложении и общий деловой климат. Для развития деловой авиации нужно создавать благоприятные условия ведения бизнеса: больше богатых людей – выше спрос на частные перелеты. Будет спрос – и инфраструктура появится.

А каковы мировые тенденции в бизнес-авиации? Куда движется отрасль?

Самый актуальный вопрос сейчас, особенно в Европе, – как сэкономить на владении самолетом и его эксплуатации. Ведь это очень дорогое удовольствие. Один из способов оптимизации расходов – сдавать джет в аренду. Так владелец, конечно, ограничивает свою свободу полетов, зато существенно сокращает расходы. Также внедряются программы долевого владения, но пока это выходит дороже, чем сдача личного лайнера в аренду. Одна авиакомпания организует регулярные рейсы из США в Лондон, на которых представлен только бизнес-класс. Но до России эти новшества дойдут, вероятно, еще не скоро. Наша публика довольно консервативна. В нас все-таки больше азиатского: любовь к роскоши и ее демонстрации. Допустим, американцы и европейцы мало едят в полете, обычно легкий перекус. У россиян это может быть и первое, и второе, и десерт.

Кстати, кухня в бизнес-авиации тоже высокого полета?

Обычно пассажиры едят во время перелета то, к чему привыкли в повседневной жизни. У россиян популярна средиземноморская кухня. А кто-то заказывает борщ и русские котлеты с пюре, кто-то суши, кто-то пиццу, а кто-то и бургер из McDonald’s. Это такой стереотип, что летящие на частном самолете питаются только омарами и черной икрой, запивая все это коллекционным шампанским. Хотя и это тоже встречается.

Есть ли специальные требования в бизнес-авиации к пилотам, бортпроводникам?

В ней работают, как правило, очень опытные пилоты, которые прежде служили в военной авиации или много налетали на регулярных рейсах. Что касается бортпроводников, то главное требование к ним со стороны пассажиров – не раздражать! Помимо этого, они проходят серьезные тренинги по безопасности, ведь бортпроводник – это, прежде всего, спасатель. И еще важно быть хорошим официантом, чтобы обслуживать так, как это делается в любом первоклассном ресторане. Бывают и особые пожелания. Например, если запланированы секретные переговоры, клиент может захотеть, чтобы бортпроводник не знал язык, на которых они будут вестись.

А авиастроители чем сегодня могут удивить?

Из последних новинок: большие дальнемагистральные самолеты, оборудованные душем. Разрабатываются системы борьбы с перепадами давления, чтобы полет был более комфортным. Если раньше все приходилось делать механически – отодвигать кресло, открывать и закрывать шторки, включать и выключать свет, то теперь все это делается с помощью пульта, по модели «умного дома». Интернетом на борту уже мало кого удивишь, такое оборудование устанавливают уже с начала 2010-х. И еще все больше бизнес-джетов становятся некурящими.

А сами вы как обычно проводите время в полете?

Отдыхаю – сплю или читаю.

Интервью: Мария Портнягина

Читайте также
Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти