Воздушная демократия: как преодолеть кризис в авиаотрасли | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
11.06.2015
Новости

Воздушная демократия: как преодолеть кризис в авиаотрасли

5 июня в Украине вступили в силу новые правила предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. Этот долгожданный документ в свое время породил много противоречий в высших эшелонах отечественной авиационной отрасли. После многих месяцев дискуссий и обмена упреками обнародованный итоговый документ, скорее, напоминает слабый компромисс, чем основательную проработку всех нюансов взаимодействия перевозчиков с государством и участников рынка между собой. При этом решение наиболее спорных вопросов касательно доступа на рынок международных перевозок, необходимости украинской «прописки» авиакомпаний, тонкостей налогообложения отсрочили на год. Тем не менее, авиаперевозчики восприняли принятие документа как позитивный сигнал для отрасли. В частности, уже на своем вчерашнем заседании Госавиаслужба утвердила шесть назначений на международные маршруты для авиакомпании «Атласджет-Украина» и 10 – «Международным авиалиниям Украины». Почти год ни одна зарегистрированная в Украине авиакомпания не могла получить новые права на эксплуатацию воздушных линий. Причина ? Госавиаслужба и авиакомпания, которая является безусловным лидером рынка (МАУ), синхронно выступили против правил выдачи прав на воздушные линии, ранее утвержденных Министерством инфраструктуры. Зато Госавиаслужба предложила правила, которые, по мнению других участников рынка, блокируют возможность получить права в равной конкуренции с крупнейшей авиакомпанией. Принимая во внимание то, насколько сложен авиационный бизнес, приход в Украину новой авиакомпании, или, наоборот, закрытие действующей считается показателем изменений в стране. От чиновников часто можно было услышать, что в Украину очередь из авиакомпаний не стоит, а основная проблема ? это состояние экономики. Как отметил руководитель МАУ в одном из комментариев для СМИ, претензий к министерским правилам не было, пока комиссия, которая действовала на их основании, не лишила эту компанию нескольких прав в пользу новичка. Далее начались многочисленные судебные процессы, пиар-активность и даже уголовные производства, которые привели к обыскам в помещении Госавиаслужбы. Фоном таких событий стала потеря Украиной нескольких ключевых аэропортов (Донецк, Симферополь), низкая платежеспособность населения, отсутствие четкой перспективы безвизового режима с ЕС, отложение подписания соглашения о едином авиационном пространстве. Принимая во внимание то, насколько сложен авиационный бизнес, приход в Украину новой авиакомпании, или, наоборот, закрытие действующей считается показателем изменений в стране. От чиновников часто можно было услышать, что в Украину очередь из авиакомпаний не стоит, а основная проблема ? это состояние экономики. Тогда министру удалось собрать на переговоры ключевых участников конфликтов. Было предложено привлечь известную международную фирму, которая бы предоставила независимое заключение о компетенции по поводу утверждения правил выдачи прав на воздушные линии. Участники конфликта (и министерство, и Госавиаслужба, и авиакомпании) должны согласиться с таким выводом и дальше действовать совместно для восстановления правового поля. Такой подход позволил найти компромисс ? и уже через несколько дней будут рассматриваться заявки авиакомпаний на воздушные линии. Все эти события позволяют констатировать ряд проблем, требующих решения: 1. Действующее авиационное законодательство несовершенно и позволяет по-разному толковать основополагающие нормы (например, касаемо компетенции или оснований для аннулирования прав на воздушные линии), поэтому требует изменений. 2. В связи с наличием в Украине одной крупной авиакомпании она автоматически становится кадровым резервом как для государственных органов, так и для аэропортов, других предприятий и организаций отрасли. Это очень хорошо в контексте квалификации кадров, но позволяет такой авиакомпании влиять на решения вышеупомянутых кадров. 3. Попытки через регуляторные препятствия уменьшить или не допустить конкуренцию, блокировка через сомнительные судебные решения конкурса на нового руководителя аэропорта «Борисполь», постоянные суды с аэропортами и по поводу сборов в спецфонд авиации означают, что лидеры украинской авиации пока не готовы к fair play и к отрытому небу. Тем не менее, также произошли знаковые и важные моменты: 1. Впервые в истории независимой Украины авиаперевозчики и другие предприятия отрасли объединились в ассоциацию для защиты своих прав. 2. Министерство инфраструктуры и министр лично сыграли роль арбитра рынка и генератора изменений (попытка переизбрания на конкурсной основе руководителей аэропортов, активное содействие в вопросе подписания соглашения о едином авиапространстве, решение конфликта при попытке аэропорта «Борисполь» отказаться от собственной службы наземного обслуживания, инициатива «открытого неба» во Львове, поддержка выхода новых авиакомпаний на рынок, попытка убедить Wizz Air не закрывать дочернюю компанию в Украине и т.д.). 3. Госавиаслужба под давлением общественных организаций, экспертов и участников рынка была вынуждена согласиться на отсрочку наиболее спорных норм нового порядка выдачи прав на линии и изменить критерии предоставления прав в сторону качественных, а не количественных. 4. То, что авиакомпании приложили немало усилий в борьбе за доступ к рынку, как и то, что Wizz Air все-таки намерена не закрывать дочернюю компанию, а «Атласджет Украина» вскоре начнет полеты, означает, что у рынка есть перспективы. Следовательно, без учета мнения участников рынка решение принимать не стоит, концентрация полномочий по регулированию рынка в одном органе неизбежно приведет к конфликтам, министерство показывает себя значительно более эффективным регулятором рынка и лоббистом межгосударственных соглашений, чем Госавиаслужба, а Украина – это крупный, перспективный и интересный для иностранных авиакомпаний рынок. Уже в ближайшее время можно оценить, будет ли польза государству и пассажирам от конкуренции авиакомпаний и приведет ли к возрастанию количества рейсов инициатива министерства во Львове. Ведь, как известно экспертам, авиация показывает рост, опережая общие положительные изменения в экономике страны, точнее, является предвестником таких изменений.
Читайте также
Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти