Первые крылья: истоки бизнес-авиации в России | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Первые крылья: истоки бизнес-авиации в России

Текст: Андрей Алейников

Полет проходил хорошо. А что? Прибежав голодным и заняв свое место в бизнес-классе, я совершенно бессовестно выпросил у стюардессы две порции. Неважно, что рыба закончилась, зато мясо в двойном размере было съедено с удовольствием и за обе щеки. В Индию мне нужно было на пару дней. Вылет назад из Дели был в 02:45 утра, а с учетом разницы во времени биологические часы, как всегда в таких случаях, давали сбой. Перед взлетом травили насекомых. Этим гадам все равно, в каком классе лететь — в первом или последнем... Ну и что, что бизнес-класс? Комарам все равно… Промелькнули первые мысли про свое расписание... ах если бы... Между делом опоздал в Мумбаи на регулярку. 

С ростом доходов и деловой активности приходили разные идеи по улучшению быта. Однажды пришла мысль и по поводу чартера. 

Помню первый, в Македонию... на Ан-24. 1999-й. Парковку в Скопье не дали, и самолет перелетал в Охрид. Кстати, познакомился со своим первым кумом именно в Македонии — хорошее место. Питание VIP-категории: вместо обычных ланч-боксов (пластмассовых коробочек с едой) подали улучшенные, с салатиком и горячей курочкой с картошкой. Наливали то, что сами привезли. Чашечки еще аэрофлотовские — коричневые, с ручкой и запахом пластмассы и детства. Отдельного зала не было в природе. Шли через общий зал с высоко поднятой головой, к самолету нас подвозил «газончик» с прицепом, поскрипывающим при поворотах. 

Наступала эра активного развития бизнес-авиации СНГ. Среди пионеров, переделанных под VIP-самолет, — Л-410. Летчики еще его называли «Чебурашка» из-за двух пропеллеров справа и слева. Тогда еще считали деньги. Уровнем выше, Як-40 («ячек») с двумя салонами (в одном — клубные кресла и диван, во втором — обычные кресла для сопровождения и охраны) уже по праву принадлежал к премиум-VIP-классу. На чартер в  Сочи на «ячке» приходилось сбрасываться. Помню конфуз: встречали инвестора из США — понятно, что надо было произвести впечатление. Помощница заказала чартер. Приходим на борт, а это Ан-24 в пассажирской конфигурации образца 1970 года. Ну, посмеялись. Помощницу уволил. Инвестицию получил. Мы потом в хороший ресторан поехали. А стюард с Ан-24, неплохой такой парниша, оказывается, на трубе играл. Так мы его с собой взяли, и он в ресторане поиграл. Сносно.

Ну и, конечно, первые покупки. Товарищ купил Л-410, вложил кучу денег в салон и обновление приборов и потом брал у меня Як-40 по спекулятивной цене. Салоны делали кустарным методом. Помню, в моем «ячке» поставили долби-стереосистему. Ну, мы на взлете включили, выбежал штурман и попросил сделать потише — диспетчеров не слышно. Сделали. Регионом полетов был в основном СНГ — «Як» справлялся. Иногда с дополнительной посадкой. Расходная часть тоже не напрягала сильно — запасных частей и агрегатов было достаточно за сравнительно небольшие деньги. Топливо было дешевым, самолеты — шумными. Иногда с  трудом можно было услышать собеседника. Приходилось повышать голос. Про кипятильники и другие сервисные вещи вообще страшно говорить. Накипь 80-х годов долго не давала воде для чая закипеть. Запах керосина, моторного и смазочного масла радовал немногих, хотя мне лично это напоминало о детской романтике авиации. В столицах строили VIP-залы, что радовало и давало возможность быстрого прохода контроля на безопасность и других формальностей за дополнительные деньги. С ростом цены на керосин расчетная себестоимость летного часа грустно ползла вверх. Было четыре члена экипажа: штурман, бортмеханик и два пилота. Ну, и стюардесса, конечно. Тут действовало ограничение — подавай сертифицированную. Поэтому иногда добавляли дополнительную стюардессу без сертификата.   

Среди переделанных под чартеры самолетов «Аэрофлота» были и Ту-134, и Ту-154. Правительство обычно летало на Ил-62 и Ил-86. Помню один VIP Ан-28, и даже Ан-2. 

Ну и, конечно, первые бизнес-вертолеты. Ка- 26, Ми-2 и Ми-8. Самые защищенные от шума, вспоминаю, когда даже в наушниках невозможно было услышать собеседника. 

Замечу, что все самолеты были зарегистрированы в СНГ, в местных авиакомпаниях. Один мой знакомый умудрился купить старенький Boeing 727 VIP. Простояв несколько лет, самолет, по-моему, был продан в Африку за бесценок. Не умели у нас обращаться с иностранной техникой. 

Эксклюзивные Falcon 20 выпуска конца 60-х начинали представлять интерес для чартерной публики. А одной из первых компаний, зашедших на рынок СНГ, стала TAG AVIATION. 

Все бы ничего, но начал иссякать ресурс советских самолетов. Европа стала вводить ограничения на шумные и дымящие не сгораемым полностью топливом Яки и «тушки», вводить дополнительное оборудование, без которого запрещалось эксплуатировать самолеты. Все это требовало вложений, наступил очередной экономический кризис, менялась конъюнктура рынков. И вот наступил день новой эры чартерных авиаперевозок в начале миллениума (2001–2003), а пришла эта эра из сети Интернет, ибо с развитием Интернета зашел я на сайт европейской авиакомпании Jetalliance, а коммерческое предложение, как сейчас помню, пришло по факсу...   

Первый чартер на нормальном, не переделанном из советского самолета бизнес-джете производства США был из Вены. Пол-аэропорта глазело изо всех возможных углов. Даже пришел фотограф запечатлеть такую диковинку. Экипаж  — иностранцы. Леарджет 60 австрийского оператора зарулил бесшумно и бездымно по сравнению с вечно дребезжащим Як-40. Кучу денег отвалили за чартер. Наверное, лететь на нашем самолете было бы раза в три дешевле. Дальше — больше…

Читайте также
«Сказки на ночь» в RODINA MOSKVA: новый сезон красочных шоу уже в эти выходные

Народное творчество в ультрасовременном прочтении

Ikos Resorts удостоен звания Лучшего luxury all-Inclusive бренда премии World Travel Awards 2024

Премия World Travel Awards известна во всем мире, как самая престижная награда в области путешествий...

Sani Resort завоевал три награды на World Travel Awards 2024

Sani Resort шестой год подряд становится лучшим в мире семейным и пляжным курортом, пятый год подряд...

«Безымянная звезда»: благотворительный спектакль на сцене Московского драматического театра имени А.С. Пушкина

В главных ролях — руководители, а вся прибыль от спектакля пойдет на поддержку талантливых детей.

Дмитрий Париков: «Я смог бы стать хорошим хирургом»

Мила и Ольга Трещёвы беседуют с Дмитрием Париковым, бренд-шефом ресторанов Перельмана («Рыба Моя...

Когда нам ждать бизнес-лайнер от Embraer?

Планы авиапроизводителя по созданию более крупного бизнес-джета остаются под вопросом

Новый или подержанный самолет – что лучше купить?

В начале подбора воздушного судна часто покупатели запрашивают предложения на покупку новых самолето...

Осень в Москве — сезон белого трюфеля

Удивительный и насыщенный аромат этого деликатеса невозможно спутать ни с чем другим.

Рекорды скорости Bombardier Global 7500

Воздушный флот Bombardier Global 7500 вырос до почти 200 самолетов и налетал более 200 000 часов.

Пылесос Dreame Z40 Station — интеллектуальные решения для комфортной уборки

Вертикальный беспроводной пылесос Dreame Z40 Station — новейшее высокотехнологичное решение для сухо...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти