Полеты на частных самолетах, относящихся к малой авиации, регламентируются определенными правилами. Эксперты часто сравнивают их с автомобильными. Как законно летать над Россией, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Чтобы сесть за штурвал самолета, необходимо пройти обучение. Так же, как и для того, чтобы водить автомобиль. И, подобно автомобильным правам, свидетельства пилотов делятся на несколько категорий - в зависимости от типа самолета. Кроме того, нужно иметь при себе свидетельство о государственной регистрации самолета - тоже подобное автомобильному. Здесь вообще можно привести много аналогий, говорит член правления Российской ассоциации частных пилотов Леонид Кошелев: "Нужно иметь водительские права, самолет должен пройти техосмотр. И нужно застраховать свою ответственность перед третьими лицами - это ОСАГО. И можно летать на самолете. Проверить, все ли у вас в порядке, может инспекция, которая может встретить Вас в каком-то аэропорту или на аэродроме".
Отсутствие необходимых документов является административным правонарушением. Владельцы небольших самолетов даже шутят, что основная задача у контролирующих органов - обращаться с пилотом так же, как пилот обращается с самолётом: если взлетел - посадить любой ценой. Однако, согласно Административному кодексу, наказание пилотов - не строже наказаний, предусмотренных для водителей. За управление воздушным судном без прав - штраф 2 тысячи рублей. За отсутствие свидетельства о регистрации самолета - те же 2 тысячи. За управление самолетом в состоянии опьянения - лишение прав на срок от 2 до 3 лет. Административного ареста для пилотов не предусмотрено.
Конечно, если речь идет об угоне самолета, отвечать придется по Уголовному кодексу. А в нем уже предусмотрены серьезные наказания, предупреждает председатель коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Константин Трапаидзе: "Если это угон, там уже не будет никаких дополнительных квалификаций. Там будет угон. И там очень жесткая, даже жестокая ответственность: от 4 до 8 лет - если единолично. Я уже не говорю о группе".
Впрочем, и угон обычного автомобиля - это уголовное преступление. Наказание - до 5 лет тюрьмы. Согласно законодательству, пилотам следует уведомлять государственные органы о предстоящих полетах. Но на практике эта норма часто не соблюдается, отмечает Леонид Кошелев. Особенно при полетах на малой высоте: "Вам предлагается уведомить управление воздушным движением, то есть диспетчеров, которые руководят самолетами, что вы летите. Желательно вести с ними связь. Просто есть нижнее воздушное пространство, зона "G". Там самолеты могут летать визуально. То есть сами смотреть, чтобы не столкнуться. Там можно лететь куда хочешь. Правила позволяют летать без этого уведомления, без связи, без консультаций".
Максимальная высота зоны, в которой можно летать без какого-либо разрешения, варьируется в зависимости от местности. Но, как правило, она не ниже 300 метров. При этом есть районы, над которыми летать вообще запрещено. Это крупные города, военные объекты и аэродромы.