С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов
Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запоминаются надолго. Мы подготовили рейтинг самых необычных машин деловой авиации, глядя на которые сложно догадаться для чего конструкторы «придумали» такой вешний вид.
Все задом наперед
Конструкция этого самолета настолько нетипичная, что потенциальные покупатели долгое время присматривались и даже сторонились этой турбовинтовой машины. Дошло до того, что итальянский производитель Piaggio Aero несколько лет находился в стабильно плохом финансовом состоянии и даже подал заявку о банкротстве.
Тем не менее, это не помешало вывести на рынок уникальный летательный аппарат Р.180 Avanti EVO – двухдвигательный самолет, ставший развитием модели Р.180 Avanti. Конструктивная особенность машины – толкающие винты. Специалисты отмечают внешнюю схожесть Р.180 Avanti с аэродинамической схемой «утка». Однако итальянцы не «пустили утку», так как в их самолете есть только толкающий винт, а вот рули высоты и направления расположены на хвостовом оперении, как у обычных самолетов.
Необычная конструкция сделала Р.180 Avanti EVO самым быстрым турбовинтовым гражданским самолетом – его скорость 745 км/ч. К сожалению, доля тех, кто по достоинству может оценить харизму самолета мала. В год Piaggio Aero поставляет не более 1-3 машин, каталожная стоимость одной составляет 7,7 млн долл.
Презентабельная внешность
Этот самолет завораживает одним внешним видом. Яркие ливреи и нестандартно расположенные двигатели стали для легкого бизнес-джета HondaJet Elite пропуском в большой мир малой авиации.
Японская компания Honda Aircraft кропотливо и долго работала над своим первым летающим автомобилем HondaJet. Его главной отличительной чертой стали двигатели собственной разработки, вынесенные на пилоны над крылом. Для этого даже был придуман специальный термин OTWEM (Over-The-Wing Engine Mounts), а сама конструкция запатентована.
Нетривиально расположенные двигатели позволили снизить аэродинамическое сопротивление, расширить пространство салона и багажного отделения. А еще – снизить шум и сделать салон максимально тихим. Покупатели по достоинству оценили джет, который хорошо покупался до 2021 года – по 30–37 машин.
В деньгах счастье
В отличие от большинства разработчиков, ставящих амбициозные задачи максимально улучшить все имеющиеся технические характеристики, в Cirrus Aircraft пошли от обратного. А именно – провозгласили цель создать «самый медленный, самый низкий и самый дешевый» из существующих самолетов. Как понятно из тезиса, главный критерий к самолету – это его доступность.
Легкий однодвигательный Cirrus Vision Jet и вправду получился «бюджетным вариантом» – его стоимость не превышает 2-х млн долл. По меркам бизнес-авиации это практически даром. Низкий ценовой порог стал следствием конструкторских особенностей машины. Cirrus Vision Jet – единственный реактивный самолет, сертифицированный с одним двигателем, расположенным рядом с V-образным хвостовым оперением.
Легкий и недорогой бизнес-джет по заслугам оценили заказчики – в 2022 году компания передала им 90 Cirrus Vision Jet.
Два в одном
Завершаем рейтинг самой смелой разработкой в гражданской авиации, способной разорвать шаблоны любого консерватора. А заодно (в процессе двух десятилетий научно-исследовательских работ) разорить небольшую страну.
Футуристический конвертоплан AW609 от итальянского вертолетостроителя Leonardo Helicopters меняет представление о том, что вертолет никогда не сможет соперничать с самолетом в скорости. Благодаря поворотным винтам AW609 взлетает вертикально как вертолет, а затем «трансформируется» в самолет и летит горизонтально со скоростью до 500 км/ч.
Фантастический силуэт AW609 из фильмов про далекое будущее позволит решать комбинированные задачи. Например, взлетать с вертолетной площадки на крыше небоскреба и преодолевать протяженные расстояния на скорости, сопоставимой с турбовинтовым самолетом.
Первый полет первого серийного конвертоплана состоялся в октябре 2022 года, а первая поставка наконец-то намечена на текущий год. По разным оценкам, революционная машина обойдется в 25 млн долл., и эта честная цена не отпугивает заказчиков – ранее в Leonardo Helicopters говорили о 60 предзаказах на самую необычную разработку последних десятилетий.