Приоритеты «Сочи-2017»: Павел Захаров о главном зимнем экономическом форуме России | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Приоритеты «Сочи-2017»: Павел Захаров о главном зимнем экономическом форуме России

26-27 февраля состоялось одно из главных экономических событий – Российский инвестиционный форум «Сочи-2017». Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев позиционировал его как «наш основной зимний форум, открытый для всех гостей и сориентированный на региональную проблематику». Если ПМЭФ в первую очередь направлен на внешнего потребителя, носит международный характер, то форум в Сочи призван стать площадкой для внутреннего многоуровневого общения федеральных, региональных властей и бизнеса. 

Павел Захаров, управляющий директор компании Jet24, по итогам форума рассказал порталу Jets.ru о его актуальных тенденциях, поделился своими мыслями о развитии бизнес-авиации в контексте заявленных в Сочи тем, о проблемах инфраструктуры и общих экономических задачах. 

Павел, вы уже не в первый раз посещаете инвестиционный форум в Сочи, какую динамику в его развитии можно последить? 

Не могу сказать, что есть какая-то динамика, в целом, все очень похоже. Это большое мероприятие для чиновников, для предпринимателей высшего уровня, где у них есть возможность пообщаться. 

Какие темы или проекты привлекли ваше внимание? Почему? 

Лично меня привлекла тема развития Дальнего Востока. На мой взгляд, это территория определенных рисков для нашей страны, связанных с ее огромным размером, богатствами, но крайне низкой населенностью, очень плохой инфраструктурой, если мы говорим и с точки зрения авиационного бизнеса. В последние несколько лет государство на этот вопрос обратило достаточно пристальное внимание. Полпредом на Дальнем Востоке является Юрий Петрович Трутнев – высокопрофессиональный администратор. Он собрал крупнейших бизнесменов, которые рассказывали об их истории успеха в плане инвестиций на Дальнем Востоке. Получилось очень интересно и познавательно. 

По вашему мнению в отношениях между бизнесом и властью есть положительная динамика? 

В принципе, сейчас власть намного больше дискутирует с бизнесом, и это приятно. Почти во всех регионах появились специальные агентства по привлечению инвестиций. Где-то они работают более качественно, где-то менее. Но в целом это уже большой прорыв. И такие площадки, как инвестиционный форум в Сочи, для этого нужны, они дают какую-то среднесрочную повестку и те люди, которые хотят быть в тренде, они стараются эти мероприятия посещать для того, чтобы услышать повестку, пообщаться со старыми знакомыми, получить возможность завести новых. 

Павел, как вы считаете, насколько эффективно форум помогает решать поставленные задачи? 

Форум – это выставка достижений для регионов и возможность коммуникации на межрегиональном уровне, на регионально-корпоративном уровне для корпораций среднего и высшего звена и возможность пообщаться с высшими эшелонами власти, членами правительства, задать им какие-то вопросы. В принципе, это достаточно интересно, потому что обычно затрагиваются острые, злободневные темы. 

Другое дело, что, учитывая общую ситуацию, какой бы острый, злободневный вопрос вы не задали, вряд ли вы услышите содержательный ответ. Такие проблемы обычно не являются новостью. Каждый министр очень хорошо осведомлен о проблемах той отрасли, в которой он работает. В основном это достаточно высокопрофессиональные люди, технократы, и, говорить о том, что они могут предложить какую-то волшебную таблетку для решения тех или иных проблем трудно. Но во всяком случае можно обратить внимание и тем самым приблизить планомерную работу по решению того или иного вопроса, заставить людей просто еще раз об этом задуматься. 

Где наблюдается положительная тенденция? 

В отдельных отраслях – безусловно. Все зависит от конкретных людей, конкретных областей. Если мы посмотрим на сельское хозяйство, там действительно тектонические сдвиги, потому что были проведены, в том числе и государственные, решения по субсидированию тех или иных проектов, по выработке эффективных механизмов партнерства между государством и бизнесом и были приняты контрсанкции. Все это сделало сегмент привлекательным для инвестиций, туда вложились и существующие игроки, и новые из числа крупного бизнеса, это, естественно, дало результат. 

 

 

А если говорить об авиации? 

К сожалению, в области развития транспортной, авиационной инфраструктуры такой тенденции нет. Мне, как профессионалу в этой отрасли, обидно сознавать, что при том, что наша страна примерно в полтора, в два раза больше, чем США, пригодных для полетов полос и аэропортов у нас в десятки раз меньше. Это цифры, факты, с ними бесполезно спорить. У нас абсолютно невозможно построить какой-то достаточно серьезный объект без того, чтобы не пройти не то, что 9 кругов ада, а все 99 кругов! При этом все они имеют под собой материальное обоснование. 

Следствие – удорожание стоимости инвестиций и почти полное отсутствие интереса частного бизнеса к вложениям в транспортную инфраструктуру. Потому что инвестиции - огромные, а их возвратность - непонятна. Механизм партнерства здесь между государством и бизнесом заключается в строительстве или перестройке терминалов. Полосы строит государство, но того финансирования, которое есть, не хватает для того, чтобы построить необходимое стране количество полос. Наверное, в данный момент нет каких-то простых и быстрых решений, но означает ли это, что надо принять ситуацию как есть? Наверное, нет. Надо ее обсуждать, искать методы решения, и они найдутся. А если об этом молчать и ничего не делать, то точно ничего не изменится. 

Поднималась ли на форуме тема бизнес-авиации? 

Конкретно на форуме в этом году отдельно этого вопроса не было, но в целом шла речь про инфраструктурные вещи, про перебалансировку федеральных и региональных бюджетов, перераспределение зон ответственности, потому что сейчас не все регионы способны решить самостоятельно. Какие-то регионы более успешны в этом, какие-то менее. Здесь, повторюсь, все очень зависит от конкретной ситуации в отрасли и в регионе. 

Наверное, можно было бы делать больше, можно было бы делать все это более интенсивно. Здесь необходимо учитывать специфику форума: на нем в основном стараются говорить про достижения, а не про те вещи, в которых мы объективно отстаем. Даже если мы сравним статистику с советским временем, не с Америкой, а просто с тем, что было 30 лет назад, сравнение будет достаточно безрадостное. Тогда в наличии было больше действующих аэропортов, гораздо больше прямых региональных перевозок, не надо было по любому маршруту лететь через Москву, как это требуется сейчас. Касаясь же темы развития бизнес-авиации, пока её поднимать на такой площадке рано, пока не решены прежде всего инфраструктурные задачи. 

Предпринимаются ли какие-то меры для того, чтобы изменить ситуацию? 

Сейчас есть коммерческие перевозчики, которые развивают региональную авиацию, но из-за общей турбулентности нашей экономики и непоследовательности государственной политики говорить о том, что кто-то готов инвестировать «в долгую», трудно, а без этого невозможно развивать отрасль. Потом, у людей упали реальные доходы. 

Что первое мы видим? Проблемы в авиационной индустрии. Обанкротилось «Трансаэро», региональные перевозчики дышат на ладан. Это ведь влияет не только на возможность добраться из пункта А в пункт Б, это влияет на безопасность полетов, потому что на ней начинают экономить в рамках разумного и неразумного. В области воздушного транспорта все очень тесно взаимосвязано, но к сожалению, государство считает эту отрасль не слишком приоритетной. Оно довольно тем, что есть «Аэрофлот», который чувствует себя отлично. Но почему он чувствует себя отлично? Во-первых, ему исторически досталась вся база советская, во-вторых, ему достается огромное количество пролетных денег и соответственно у компании есть административная поддержка на любом уровне. Отлично, уберите пролетные деньги, отдайте их в региональные авиакомпании. 

Вы затронули важный вопрос, социальную значимость авиации, насколько эта социальная функция важна? 

Важна чрезвычайно! «Аэрофлоту», например, не интересно возить пассажиров из Туруханска в Красноярск. Понимают, что на этом денег не заработать, но при этом это социально важная задача. Люди не будут жить там, куда абсолютно точно невозможно добраться, или куда это стоит каких-то космических денег. Да, сделали плоский тариф во Владивосток, но сделали это без нормальной конкуренции. Попробуйте купить билеты на высокие даты за несколько дней до вылета - цена будет космическая, это ненормально! Если бы была нормальная живая конкуренция… К примеру, когда было живо «Трансаэро», оставляя за скобками обсуждение собственно компании, то средние цены на билеты были ниже. Сейчас сделали монополиста, который занимает 55% рынка, у которого огромная государственная поддержка. Никуда никого не пускаете. Соответственно цены на билеты становятся выше, транспортная доступность хуже. 

Если возвращаться к теме форума, можете ли вы назвать тренды актуальные конкретно для этого, последнего форума? 

Основной тренд, который нам пытались донести, это то, что мы медленно, но выходим из кризиса. Наверное, с точки зрения политики, это правильное заявление, но не с точки зрения фактов. Да, у нас, возможно, будет рост на один процент, но наша экономика является как бы развивающейся, в США и Европе рост выше, хотя это развитые экономики. Поэтому говорить о том, что мы куда-то вышли, если мы растем в два раза медленнее, чем остальной мир, нельзя. Значит мы не так конкурентоспособны. 

С моей точки зрения, сейчас планета – это один большой рынок и страна – это, образно говоря, один из поставщиков тех или иных товаров или услуг, или мозгов, не важно. К сожалению, говорить, что мы вышли из кризиса, если темпы роста ВВП у нас одни из самых низких и нестабильных, это мягко говоря преувеличение. С другой стороны, мы и жить в напряжении устали, поэтому можно выдохнуть и расслабиться, сказать, что кризис закончился, но это на самом деле не так. Все, кто занимается бизнесом и ежедневной работой они понимают, что на самом деле вызовов не становится меньше, а становится только больше. Не все идет на 100% гладко, но мир не идеален сам по себе, так что мы должны решать эти проблемы. И подобные форумы, в любом случае, оказывают большую помощь в этой задаче.

Читайте также
Самолеты Pilatus PC-12 налетали более 10 миллионов часов по всему миру

В период с августа 2023 года по июль 2024 года самолеты PC-12 совершили 316 328 взлетов в США

CityAirbus NextGen: гость из будущего

В большинстве авиастроительных компаний мира уже не первый год работают целые подразделения, которые...

Новый дизайн Bombardier Global 6000 представили на EBACE

Alliance Aviation Group демонстрирует бирюзово-синий с белым Global цвета моря

Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти