8 шагов к успешной доработке самолета
Покупка малого или среднего бизнес-джета похожа на покупку нового автомобиля: определившись с моделью, вы выбираете цветовое решение и отделку салона из существующего набора опций и ждете, когда производитель предоставит вам готовый продукт с вашими предпочтениями.
Совсем другое дело - приобретение крупного лайнера. Закажите большой самолет - и вы получите так называемый "зеленое" судно (“green” aircraft) - полностью собранную модель, окрашенную заводским защитным распылителем цвета хаки, без установленного салона.
Поэтому еще задолго до того, как вы станете владельцем такого самолета, вам необходимо будет принять ряд решений по внутренней отделке и покраске фюзеляжа. Сразу после заключения сделки и согласования точной даты поставки нужно договориться об отделочных работах либо с производителем, либо со сторонней компанией, так как процесс может затянуться на несколько месяцев.
Превращение пустого пространства в дом на крыльях вашей мечты - задача сложная и трудоемкая. Список требуемых компонентов, отклонений и разрешений обширен и основан на многих факторах, таких как стоимость, вес, долговечность, внешний вид и нормативы транспортной безопасности. Выбранный вами центр доработки сможет помочь во всем этом: менеджер соберет команду и руководителя группы для вашего проекта. Впоследствии эта же команда сможет оперативно устранять возникающие неполадки.
Тем не менее, многое нужно будет сделать самому. Чтобы ваш проект стал успешным, обратите внимание на следующие 8 шагов.
1. Выберите центр комплектации и ремонта.
В первую очередь необходимо найти проверенный сервисный центр по доработке самолета, который специализируется на вашей модели или на моделях того же класса и сложности. К другим факторам, которые необходимо учесть, относятся репутация центра, близость к вашей домашней базе, приблизительный график и стоимость работ, гарантии и политика на случай непредвиденных обстоятельств. На будущее, если вы захотите сделать апгрейд своей машины, вы также можете запросить, какие дополнительные возможности вам доступны, к примеру, модернизация электроники, двигателей или авионики.
2. Соберите команду мечты.
Центры доработки обычно нанимают специалистов по проектированию, чтобы помочь владельцам самолетов, вы также можете привлечь своих собственных консультантов для работы. Если в состав вашего летного экипажа входит бортпроводник, он или она должны также присутствовать на этапе проектирования, чтобы дать совет относительно удобств и функций безопасности. В то же время планируются детали интерьера, пилоты компании будут участвовать в выборе дополнительных средств связи, наблюдения и навигации, соответствующих предполагаемому использованию самолета.
3. Расставьте приоритеты.
Внешний вид, дизайн, надежность и функциональность интерьера должны отражать ваши планы по эксплуатации самолета: назначение ваших перелетов, среднюю продолжительность полета и примерное количество человек на рейс. Кроме того, необходимо установить, будет ли самолет использовать только высшее руководство или он будет доступен руководителям среднего звена и клиентам компании? Планируются ли личные перелеты в семейном кругу или с друзьями? Будет ли бизнес-джет использоваться в качестве ежедневного корпоративного шаттла или сдаваться в аренду? Как часто он будет летать за границу и на длительные расстояния?
Чем дольше обычный перелет, тем больше внимания уделяется зонам хранения и приготовления пищи, креслам или диванам, которые можно переоборудовать для сна, а также комнатам отдыха для экипажа. Кроме того, продолжительность и цель поездок будут определять возможности электроники для телефонных и интернет-коммуникаций, а также развлекательных систем.
4. Выберите конфигурацию.
В зависимости от ваших предпочтений, а также целей эксплуатации, разделите салон самолета на функциональные зоны, продумайте, нужно ли вам ваше личное пространство или будет достаточно общественных зон. Рассчитайте максимально выгодные размеры бортовой кухни и комнаты для экипажа, рассмотрите варианты со спальней, интеграцией душевой кабины, дополнительного туалета для персонала. Авиапроизводитель, как правило, также предоставляет свои варианты компоновки салона.
5. Подберите материалы и цвета.
Когда дизайн-концепция более или менее окончательно утверждена, настало время определиться с выбором материалов отделки, тканей, цветовой гаммы ковриков, шкафов, сидений, оконных штор (ручные, электронные или с автоматическим затемнением), столов, отсеков для хранения, держателей стаканов, освещения. Вам также нужно будет выбрать аксессуары для кухни и туалетной комнаты, а также цветовое решение и схему окраски фасадов.
Когда все нюансы будут улажены, вам вместе с командой центра доработки нужно будет периодически контролировать утяжеление воздушного судна. Каждый самолет имеет определенный весовой порог для внутренней отделки. Если вы превысите эту норму, количество пассажиров или топлива нужно будет уменьшать, чтобы максимальный взлетный вес самолета никогда не превышался.
6. Сохраните двигатели.
В процессе отделочных работ, которые могут занять около двух месяцев, самолет будет простаивать, и на это время операторы должны сохранить двигатели. Этот процесс называется консервацией. Если пренебречь этим процессом, то двигатель, находящийся в неактивном состоянии в течение длительного периода времени может вызвать серьезные поломки, которые не покрываются сервисным обслуживанием, центром доработок или страховкой.
7. Назначьте ответственного менеджера проекта.
Теперь пришло время интерьеру начать обретать форму. Здесь для отслеживания процессов можно назначить менеджера, который специализируется на отделке бизнес-джетов и будет представлять исключительно ваши интересы. Степень ответственности можно регулировать самостоятельно: будет ли этот человек иметь полномочия утверждать изменения в графике, затратах или замене предметов вместо первоначально выбранных, или же подобные нюансы необходимо согласовывать с генеральным директором или руководителем отдела.
Консультант выполняет базовые проверки на корректность работы и внешний вид всех деталей и элементов, указанных в контракте. Он также позаботится о том, чтобы страховка были эквивалентна росту стоимости самолета по мере модернизации салона. Не беспокойтесь, если заказанная деталь задерживается и время простоя увеличивается: сроки сверх оговоренных в графике приведут к корректировке ранее согласованных затрат.
Когда внутренняя отделка будет закончена, финальный осмотр проводится группой, обычно состоящей из командира экипажа, главного механика, главного бортпроводника, представителей основных поставщиков и управляющего директора центра доработки. Иногда генеральный директор авиастроительной компании также присоединяется к инспекционной группе. Расхождения отмечаются и вносятся в план разрешения. Опять же, любое дополнительное время, необходимое для ремонта, модификации или замены элементов, будет учтено в окончательной стоимости доработки в соответствии с допсоглашением.
После того, как завершены работы с салоном и кабиной, предпоследний этап в процессе доработки - окраска экстерьера.
8. Примите тестовый полет.
Прошло много времени и теперь ваш самолет готов к приемочному полету - последнему шагу перед его официальной передачей. Иногда приемочный полет предшествует окрасочным работам - это исключает возможность повреждения краски на объекте доработки, если самолет должен вернуться туда для каких-либо изменений или технического обслуживания во внутренней части.
Приемочный полет займет не менее двух часов, потому что примерно 70 пунктов в контрольном списке - от кондиционера до оконных штор - необходимо будет проверить на функциональность, внешний вид и работоспособность. Список охватывает каждый отсек самолета: кабину пилота, все части салона, пассажирский вход, бар/камбуз, туалет и багажное отделение.
Во время испытательного полета все технические помещения заполняются предметами, обычно находящимися на борту. Столовое серебро, стаканы, чашки и тарелки помещают в шкафы в камбузе. Питьевая вода также загружается для проверки функций кранов и мойки. Этот полет также используется для оценки качества окрасочных работ, особенно если самолет проходит сквозь осадочный слой.
Несмотря на все фазовые проверки, которые делаются на земле во время процесса доработки, вполне вероятно появление неполадок во время тестового полета. Например, окончательное утверждение правильности формы и функциональности самолета проверяется фактом самого полета, поскольку фюзеляж может расширяться или сжиматься во время турбулентности. Эти деформации могут выявить, к примеру, треск дверных или посудных шкафов. Кроме того, во время полета необходимо проверить развертывание кислородных масок и поток кислорода, корректность работы телефона и интернета, а также плавность раскладывания столов и кресел.
Если аварийные приборы работают исправно, вы вправе подписать приемочный полет, чтобы как можно скорее запустить самолет в эксплуатацию и решать небольшие проблемы по мере их поступления. В конце концов, вы провели несколько месяцев, наблюдая за превращением пустого цилиндра в полноценный бизнес-джет, разработанный по индивидуальному заказу. Теперь вам пора насладиться плодами своего труда и доходами. Счастливого полета.