Аудит частного самолета: виды и особенности
Владение частным самолетом влечет за собой ежемесячные затраты на его содержание. Аудит самолета проводится для того, чтобы распоряжаться воздушным судном с минимальными финансовыми потерями, оптимизируя свои расходы. Какие особенности у каждого вида аудита? На что следует обратить внимание, планируя оценку воздушного судна в нашей стране? Как эффективно провести подобную проверку? На все эти вопросы по традиции отвечает управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров.
Какие виды аудита воздушного судна существуют?
Есть несколько типов аудитов ВС. Условно можно поделить их на две группы: первая — это юридический, технический аудит, вторая — финансовый, эксплуатационный. У каждого из них свои особенности и предназначения. Технический аудит — это проверка технического состояния самолета специалистами, которые выезжают для этого на место базирования судна. Финансовый аудит — это анализ стоимости оказанных услуг, расходов на самолет по всем существующим статьям, возможности подтверждения определенных затрат и их сопоставление с рыночными ценами и т.п.
В каких случаях инициируют проведение аудитов?
Проводить аудиты необходимо как при покупке, так и при продаже воздушного судна, ведь для понимания целесообразности ценообразования нужна всесторонняя оценка самолета. Что касается владельцев самолетов, то в 99% случаев они занимаются своими активами не лично, а через управляющую компанию или авиакомпанию. Поэтому им необходимо периодически проверять и техническое состояние самолета, и финансовые расходы на него.
Какие последствия имеют выявленные в ходе аудиторской проверки недостатки?
По итогам эксплуатационного аудита собственнику зачастую удается сократить расходы за счет оптимизации средств. А результаты технического аудита могут стать особым предметом для торгов при продаже судна, ведь в случае, если инспектор обнаружил какие-то недостатки у самолета, то расходы по их устранению либо берет на себя владелец, либо снижается цена судна для того, чтобы покупатель смог сделать ремонт.
Как часто стоит организовывать аудиты?
Технический аудит (или инспекцию воздушного судна) необходимо проводить раз в год. Чаще всего он проводится при покупке/продаже самолета. На время подобных сделок актуален и юридический аудит. Эксплуатационный аудит во многом зависит от частоты полетов, сложности актива и оператора управляющего воздушным судном. Финансовый аудит может проводиться и ежеквартально, и раз в полгода, и ежегодно. В любом случае, профессиональная управляющая компания может подобрать оптимальную схему проведения аудитов для своего клиента. При этом всегда стоит иметь под рукой стороннюю организацию, которая в случае необходимости проверит и управляющую компанию, чтобы быть уверенным, что средства расходуются по назначению.
Что позволяет провести аудит максимально эффективно?
Чем больше информации — тем результативнее аудит. Первоочередные требования для качественной проверки: свободный доступ к самолету (желательно, чтобы он стоял в специальном ангаре), ко всей его текущей документации — для юридического и финансового аудита. На эффективность технического аудита напрямую влияют возможности, которые предоставляются инспекторам. У них должны быть все условия для того, чтобы сделать доскональную оценку самолета. Результативность аудита в любом случае зависит от экспертного уровня самого аудитора. Также стоит понимать, что при покупке самолета лучше переплатить лишние несколько тысяч евро за качественную проверку, чем получить в итоге «кота в мешке».
Каким образом лучше организовать аудит для российских владельцев?
Вообще, для лучшего результата стоит нанять как российскую аудиторскую компанию, так и международную.
Есть ли какие-то особенности проведения аудитов на российском рынке бизнес-авиации?
Любую компанию, которая отвечает за управление таким активом, как самолет, нужно очень четко контролировать. Ведь мы, по сути, имеем дело с «закупками». А учитывая российский менталитет, подобное место работы — самое «лакомое», здесь всегда есть скрытые доходы, «откаты» и т.п. Так что, если вы не хотите переплачивать, то проверять надо всех и всегда.