Компания ATR, совместное предприятие (50/50) Airbus и итальянской Alenia Aermacchi, специализирующееся на производстве региональных самолетов ATR42 и ATR 72, реорганизует производство для удовлетворения растущего спроса. Как сообщает Aviation Week, в этом году портфель заказов производителя достиг рекордной численности в 320 единиц. Только в 2014-м он пополнился заказами на 150 региональных самолетов. В ближайшие два года ATR построит 120 самолетов.
Новый президент ATR Патрик Кастель-Байак намерен поддерживать рост бизнеса и вывести предприятие на лидирующее позиции на рынке региональных самолетов вместимостью до 90 кресел. Его стратегия не подразумевает разработку новой программы в классе 90-местных самолетов. Он намерен модернизировать существующую платформу и обеспечить бесперебойное производство, гарантирующее точное соблюдение сроков поставок.
Серийное производство ATR 42 было запущено в 1984 г. В 2004 г, когда производитель поставлял не более одного самолета в месяц, отраслевая общественность ожидала закрытия предприятия. В 2008 г., ATR выпустила 64 самолета, но из-за кризиса ряд контрактов сорвался и состоялось всего 55 поставок. Однако с 2011 г. спрос начал восстанавливаться, и к текущему моменту портфель заказов удвоился. В 2013 г. ATR собрал и поставил рекордное для себя количество самолетов — 74.
В ответ на рост спроса руководство компании приняло решение построить вторую сборочную линию. Реорганизация производства заняла менее года. К настоящему моменту один самолет проходит весь путь с момента поступления на сборочную линию до покраски за 10 недель. Линия финальной сборки ATR сейчас занимает более 33 тыс. кв. м, в пять раз больше, чем в 2007 г.
"Сейчас у нас есть индустриальная платформа, позволяющая собирать 10 самолетов в месяц. Мы будем наращивать производство на 10 самолетов каждый год: 80 в этом году, 90 или более в 2015 г., более 100 в 2016", — говорит старший вице-президент ATR по производству Тьерри Казаль.
На пути наращивания темпов производства стоит несколько препятствий, и отсутствие пространства для расширения — одно из них. Штаб-квартира компании, а также сборочная линия расположены на территории Airbus в аэропорту Тулузы. Из-за активного роста материнской компании каждый квадратный метр производственных площадей на счету. Однако соседство с Airbus имеет и свои очевидные плюсы. “Многие технологии производства мы переняли со сборочной линии A350. Они не революционизируют процесс, но добавляют точности и экономят время", — рассказывает Казаль. Новые технологии также позволяют оптимизировать использование производственных помещений и рабочей силы, улучшить условия труда.
Сотрудничество с Airbus за последние годы стало более эффективным. "По мере того, как ежегодное число поставок приближается к сотне, Airbus проявляет все больше интереса к ATR. Но так было не всегда", — признается Казаль.
Сотрудничество с материнской компанией распространяется не только на производство, но и на логистику: состав поставщиков у двух производителей пересекается примерно на 80%. Всего у ATR 120 поставщиков "первого эшелона". И это еще одно препятствие на пути наращивания темпов производства. "Мы должны настроить всех на новый режим работы, — говорит Казаль. Мы ориентируемся на выпуск 10 самолетов в месяц и даем поставщикам план на три месяца, чтобы у них было время на организацию работы. После того, как мы сообщили о своих планах до 2016 г., многие ответили, что не могут его обеспечить. У нас много вопросов с поставщиками, но мы их решаем. Это комплексная задача".