По легенде, когда главу ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair, Майкла Олири, журналист в шутку спросил: "Может быть стоит сделать туалеты на борту платными", бизнесмен задумался и сказал: "А вы знаете, хорошая идея". Спустя месяц, в апреле 2010 года, перевозчик официально заявил, что намерен избавиться от двух из трех уборных, а оставшуюся оснастить монетоприемником. Дальше пресс-релизов дело пока, к счастью, так и не пошло. Впрочем, у лоукостеров и без платных туалетов дела идут неплохо: в прошлом году, объемы перевозок той же Ryanair, вырос на 4%. У EasyJet - почти на 7%.
Увеличиваются, несмотря на экономический кризис, и прибыли бюджетных перевозчиков. А вот их крупные конкуренты, такие, как, например, Air France и Air Berlin, хорошими показателями похвастаться не могут. Немцы, например, работают в минус с 2007 года.
Вольфганг Прок-Шауэр, исполнительный директор Air Berlin:
"Это непростые времена для Air Berlin. Мы должны постоянно перестраивать свои бизнес-процессы, двигаться вперед, становиться все более гибкими и энергичными. Только так мы сможем добиться успеха в глобальной конкурентной среде"
Чтобы хоть как-то противостоять лоукостерам, новый год Air Berlin решила начать со смены руководства. В начале января исполнительным директором компании стал Вольфганг Прок-Шауэр, известный своей страстью к структурным реформам. Он заявил, что пока продолжит программу оздоровления компании под названием Турбин, однако вскоре начнет масштабный план реорганизации перевозчика. Он, уверяют анонимные источники в Air Berlin, подразумевает под собой резкое уменьшение издержек, в том числе за счет массовых сокращений персонала, и новую ценовую политику. А значит, скорее всего, билеты подешевеют.
Схожим образом планирует действовать и компания Air France. Практически синхронно с корпоративными новостями из Берлина пришли и другие, из Парижа: французский авиаперевозчик объявил о том, что 6 февраля перелет эконом класса на 58 маршрутах средней дальности, обойдется ее клиентам всего в 49 евро. То есть фактически компания объявила войну лоукостерам. И надеется с ее помощью уже к 2014 году вновь выйти в прибыль.
Александр де Жуньяк, исполнительный дирктор Air Frans:
"Согласно нашим исследованиям, цена - главный критерий выбора перевозчика на маршрутах средней дальности для 60% пассажиров. Что ж, мы готовы идти навстречу клиентам. Разумеется, без потерь в качестве обслуживания"
По сути, Air France заявил о создании нового класса обслуживания. Отличного от "эконом" только необходимостью доплачивать за багаж и невозможностью выбрать посадочное место. При этом, окончательно забираться на территорию лоукостеров он явно не собирается. Прибывать лайнеры компании будут по-прежнему в центральные аэропорты, а на их бортах сохранится бизнес-класс - он, несмотря на кризис, по-прежнему пользуется популярностью. Примерно такого же подхода, скорее всего, будут придерживаться и другие крупные перевозчики: всем им придется бороться с лоукостерами ценовыми методами.
А вот чем те ответят - непонятно. Дальнейшее снижение стоимости билетов для компаний вроде Ryanair и EasyJet, по мнению экспертов, практически невозможно.