Результаты нового исследования «Будущее туризма: Основные факторы роста туристической отрасли в ближайшие 10 лет» (Shaping the Future of Travel: Macro trends driving industry growth over the next decade), проведенного по заказу компании Amadeus, свидетельствуют о растущей доле рейсов лоукост-авиакомпаний в общем объеме воздушных перевозок.
На сегодня в сегменте низкотарифных авиаперевозок лидирует Европа (количество перевезенных пассажиров за год составляет 250 млн человек), второе место занимает Северная Америка (173 млн перевезенных пассажиров), однако наиболее быстрый рост лоукост-авиаперевозок обеспечил рынок Азии, где число перевезенных пассажиров увеличилось на 150% за последние пять лет.
В таких регионах, как Латинская Америка, Ближний Восток и Африка число пассажиров низкотарифных авиакомпаний за последние пять лет увеличилось приблизительно в два раза. Сейчас лоукостеры выполняют все большее количество перевозок между регионами мира – примерно 5% в Европе, Азии и в Северной Америке, около 10% на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Океании. Таким образом, лоукостеры демонстрируют конкурентоспособность своей бизнес-модели в осуществлении дальнемагистральных воздушных перевозок.
Спрос на предложения низкотарифных авиакомпаний повышается также благодаря изменению предпочтений путешественников. Увеличение благосостояния населения развивающихся стран, в частности, Китая, России, Бразилии, Индии, Индонезии и Турции, приводит к появлению новых пассажиров, отличающихся невысокими ожиданиями и запросами, которые предпочитают лоукост-перевозки.
Однако и традиционные пассажиры, и новые клиенты, только появляющиеся на рынке, по мере выхода экономики из рецессии начинают ориентироваться на среднеценовые предложения, и лоукост-перевозчики также вынуждены подстраиваться под этот тренд.
В частности, с выходом на рынок дальнемагистральных перевозок низкотарифным авиакомпаниям придется диверсифицировать парк воздушных судов и маршрутную сеть. При расширении сети перевозок лоукостерам придется в будущем иметь доступ к крупнейшим стратегическим хабам, что приведет к меньшей гибкости этих авиакомпаний и поднимет минимальную фиксированную цену на билет.
Сегодня лоукостеры начинают активно сотрудничать с традиционными авиакомпаниями, в том числе, на дальнемагистральных направлениях. Так, немецкая низкотарифная авиакомпания Germanwings недавно заключила интерлайн соглашение с крупнейшей японской авиакомпанией ANA, членом Star-Alliance и партнёром Lufthansa. Соглашение включает сквозную перевозку багажа без промежуточной регистрации для всех пассажиров, путешествующих с Germanwings в Японию через Дюссельдорф.
Лоукостеры, продвигая низкоценовые предложения, вынуждены диверсифицировать каналы продаж – сегодня их билеты доступны не только на сайтах самих авиакомпаний, но и через глобальные дистрибутивные системы. Так, для бронирования предложений низкотарифных перевозчиков в системе Amadeus сегодня используется тот же алгоритм, что и для бронирования билетов традиционных авиакомпаний. Для упрощенного процесса бронирования туристические агентства могут использовать систему Light Ticketing. Первой низкоарифной авиакомпанией, которая внедрила расширенный функционал системы Amadeus, стала британская easyJet -- один из крупнейших лоукостеров в Европе. Внедрение технологии Light Ticketing позволило авиакомпании увеличить объем продаваемых билетов благодаря новым возможностям расчета тарифов, простому процессу бронирования и оформления авиабилета.
Помимо роста числа продаж, лоукостеры получили возможность синхронизировать работу в рамках интерлайн-соглашений с традиционными перевозчиками, что предоставило путешественникам доступ к большому спектру совместных маршрутов и удобных стыковок. Присутствие лоукостеров в глобальных дистрибутивных системах позволило выработать индивидуальный подход к каждому путешественнику и продавать дополнительные услуги (бронирование места в салоне, провоз дополнительного багажа) в соответствии с потребностями пассажиров.
В результате недавнего мирового финансового кризиса стало заметно сближение бизнес-моделей лоукостеров и традиционных авиакомпаний. Последние в условиях высокой конкуренции на рынке предлагают путешественникам сниженные тарифы за счет сокращения расходов на обслуживание в «чужих» аэропортах, а также меняют объем предоставляемых услуг: выбор места в салоне становится дополнительной опцией и не включается в стоимость авиабилета.
Хотя традиционные авиаперевозчики активно работают над снижением стоимости билетов, им, согласно данным исследования, не удастся достичь уровня тарифов низкотарифных авиакомпаний. Традиционные перевозчики привязаны к определенной маршрутной сети, им необходимо поддерживать уровень предоставляемого сервиса и сохранять привлекательность бренда, что не позволяет устанавливать цену на авиабилет ниже определенного уровня.
Кроме того, среди особенностей традиционных авиаперевозчиков – высокие зарплаты высшего менеджмента и пенсионные обязательства, высокие затраты на техобслуживание и ремонт большего числа моделей воздушных судов, которые необходимы для выполнения рейсов на различных маршрутах. Все это не позволит традиционным авиакомпаниям конкурировать в ближайшем будущем с низкотарифными перевозчиками в вопросах ценовой политики.