2000-е годы были богаты на амбициозные проекты в сфере гражданской авиации, и все они не взлетели. Недавно последний из них - авиаперевозчик Red Wings - был продан за символический 1 руб. На рынке не осталось места для новичков.
В начале апреля в дорогом столичном ресторане Sixty было как в метро в час пик. Ажиотаж вызвала презентация нового проекта Олега Тинькова. Ранее тот анонсировал на своей странице в Facebook, что создаст Tinkoff Airlines. Публика оказалась разочарована: вместо авиакомпании Тиньков презентовал кредитную карточку, с помощью которой можно копить бонусные мили. Похоже, вкладываться в авиабизнес сейчас слишком опрометчиво даже для такого рискового предпринимателя, как Тиньков.
За несколько дней до презентации владелец НРК Александр Лебедев продал свою авиакомпанию Red Wings за 1 руб. бизнесмену Сергею Кузнецову и финансовой группе GHP Group. Все полеты Red Wings с 4 февраля прекращены. В конце прошлого года обанкротились "Авиалинии Кубани", на базе которых Олег Дерипаска с середины 2000-х развивал сильного регионального перевозчика на юге России. А в 2011-м ушли с рынка "Авианова" и Sky Express.
Каждая авиакомпания была несчастлива по-своему. Red Wings подкосила катастрофа Ту-204 в декабре прошлого года. "Авианову" - конфликт акционеров. "Кубань" и Sky Express погубили ошибки в финансовом планировании, из-за чего они накопили долги при относительно неплохих операционных показателях. Но есть и общие фатальные проблемы.
В прошлом году пассажирооборот российской авиации вырос на 15,8% (до 249,9 млрд пассажиро-километров) по сравнению с 2011 годом, но прирост был обеспечен за счет международных перевозок (22,8%). Пассажиропоток на внутренних рейсах рос намного медленнее (6,1%). "Доходы большей части российских потребителей не позволяют им использовать самолет в качестве средства передвижения на дальние расстояния",- говорит руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. А выйти на международный рынок молодым частным компаниям мешает политическое лобби крупнейших российских авиаперевозчиков. Полеты между Россией и зарубежными странами регламентируются межправительственными соглашениями. На многих маршрутах основным перевозчиком со стороны России является "Аэрофлот", и встать туда другим компаниям очень сложно. "С 2010 года рынок международных перевозок постепенно становится более либеральным. Но процесс идет очень медленно",- говорит генеральный директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.
Кроме того, все проекты 2000-х имели слишком мало самолетов. Парк "Кубани" насчитывал 14 бортов, в основном старые Як-42. У Sky Express было десять самолетов, у Red Wings - семь, у "Авиановы" - шесть. Но, по мнению экспертов, чтобы стать прибыльной, авиакомпании требуется хотя бы 12 современных самолетов. Для этого нужно минимум $100 млн. Но в отсутствие успешных кейсов частные инвесторы оказались не готовы к таким рискам.
85% составил удельный вес перевозок топ-5 российских авиакомпаний в общем пассажирообороте рынка по итогам 2012 года. Всего в Реестре эксплуатантов зарегистрировано 119 авиакомпаний, имеющих право заниматься коммерческими перевозками.