0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
26.04.2016
Новости

На авиарынке ужесточился естественный отбор

Спад авиаперевозок приводит к тому, что в отрасли усиливаются тенденции к концентрации рынка. В первом квартале этого года удельный вес первой пятерки игроков составил почти 70%, а доля 15 крупнейших компаний превысила 90%. Эксперты полагают, что в этой ситуации ряду авиакомпаний, чтобы выжить, придется искать свои высокомаржинальные ниши, в противном случае неизбежен уход с рынка ряда перевозчиков. Вчера Росавиация представила результаты работы 35 крупнейших авиакомпаний РФ с января по март. По итогам квартала совокупный объем перевозок пассажиров сократился на 2,8% до 16,5 млн человек. В марте показатель также уменьшился на 2,7% - до 5,8 млн пассажиров. В кризис сильнее всего спрос по-прежнему снижается на международных направлениях, здесь в марте было обслужено на 21,4% пассажиров меньше, чем в начале 2015 года, - чуть более 2 млн человек (падение за квартал - 22,5%). Объем перевозок в страны СНГ упал на 17,7% до 471,1 тыс. человек, а в дальнее зарубежье - на 22,5% до 1,5 млн человек. Внутренние перевозки за квартал выросли на 12,5% до 10,7 млн человек, но этот рост уже не компенсирует падения международных направлений. Компании при этом увеличили коэффициент занятости пассажирских кресел по всем направлениям: в марте показатель увеличился на 2,9 процентных пункта (п. п.), достигнув 77,9%, а за три месяца - на 1,1 п. п. По итогам квартала на рынке начала прослеживается тенденция к концентрации бизнеса. Так, доля первой пятерки игроков ("Аэрофлот", S7, "ЮТэйр", "Уральские авиалинии", "Победа") в перевозках пассажиров выросла с 54,9% до 69%, а удельный вес 15 крупнейших российских авиакомпаний за первые три месяца увеличился с 77% до 90,8%. В пятерке крупнейших авиакомпаний заметнее всего объем пассажиропотока нарастила S7 (без учета "Глобуса") — почти на 26% до 1,9 млн пассажиров. Показатели "ЮТэйр" и "Уральских авиалиний" практически идентичны: 1,2 млн и 1 млн пассажиров при росте на 17,9% и 17% соответственно. Пассажиропоток "Аэрофлота" в первом квартале вырос на 13,9%, составив 6,2 млн человек, его дочерний лоукостер "Победа" нарастил долю в 2,5 раза до 950 тыс. пассажиров. Но "Донавиа" и "Россия" (также входят в группу "Аэрофлот") объемы сократили — на 35,8% и 21,2% соответственно. Положительную динамику показали еще 16 авиакомпаний, в том числе "Глобус", Azur Air, Red Wings, "Аврора", "Таймыр", "Роял Флайт", "Ангара", "Алроса". Спад Росавиация зафиксировала, например, у "Якутии", "Руслайна", Саратовских авиалиний, "Газпром авиа", "Ижавиа", "Ираэро", "ВИМ-Авиа". Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", говорит, что рост компании соответствует прогнозам и ситуации в отрасли. Кроме того, растет транзит: в 2015 году доля транзитных пассажиров на рейсах "Аэрофлота" выросла с 39,2% до 44,2%. В S7 рост объясняют открытием новых рейсов и увеличением частоты полетов более чем на 40 направлениях. В компании также считают, что свой вклад внесли новые дешевые тарифы, не включающие дополнительные услуги, и ожидают сохранения роста по итогам года. Источник "Ъ" в одной из региональных авиакомпаний полагает, что многие сократили свой пассажиропоток, выведя часть парка в зимнем сезоне, но не исключает, что к лету объемы восстановятся. Но он замечает, что лидерам удалось нарастить объемы перевозок и в низкий сезон - в том числе за счет ухода "Трансаэро" с рынка. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что для многих компаний выходом из сложной ситуации будет поиск высокомаржинальных ниш с низкой конкуренцией. На фоне сокращения провозных емкостей после ухода "Трансаэро" летний сезон, скорее всего, получится пережить, добавляет эксперт, но в осенне-зимний период расстановка сил на рынке может измениться: при продолжении концентрации некоторым компаниям, возможно, придется уйти с рынка.

Читайте также

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Авиационный консалтинг: подробный расчет расходов

Что включает в себя понятие «авиационный консалтинг» и что необходимо знать будущему владельцу возду...

Финансирование частного самолета #2

Основными схемами финансирования сделки по покупке воздушного судна (ВС) являются кредит под...

Cessna SkyCourier: дизайн с чистого листа

Три модели SkyCourier сделали более 2100 часов в рамках программы летных испытаний, которая официаль...

Новинки Gulfstream: G800 и G400

В обновленной коллекции авиапроизводителя будет 6 моделей, от суперсредней до сверхдальней: G280 - G...

Challenger 3500: суперсредний джет с комфортом дальнемагистрального

Новый Challenger 3500 от Bombardier пытается переписать правила для бизнес-джетов суперсреднего клас...

Falcon 10X: самый большой и самый дальний

Dassault Aviation запускает новый проект — Falcon 10X — высокоскоростной, ультрадальнемагистральный ...

Расширенный список новых возможностей Pilatus PC-24

Pilatus PC-24 — первый и единственный в мире суперуниверсальный реактивный самолет с уникальными хар...

Нюансы рейсов бизнес-авиации: багаж в частном самолете - часть #5

Требований для провоза специфического багажа может быть много, но суть сводится к одному: обо всех д...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти