SubSonex JSX-1 – самый доступный из реактивных | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

SubSonex JSX-1 – самый доступный из реактивных

Первое слово, которое приходит на ум, когда вы приближаетесь к SubSonex - крошечный. Второе слово - истребитель. 

Американская компания Sonex Aircraft объявила о начале продаж своей самой интересной модели - одноместного реактивного SubSonex. Сегодня все желающие могут самостоятельно познакомиться с машиной и даже сделать предзаказ на кит-комплект. Минимальный авансовый платеж - $10 тыс. Тем же, кто оплатил всю стоимость сразу ($125 тыс), получат свой самолёт в начале предстоящего лета. 

Несмотря на скромные размеры, машина имеет убирающееся носовое колесо и две стационарные главные стойки шасси, одетые в аэродинамические “гольфы”. Хвост даже не V-образный, а Y-образный, с небольшим вертикальным оперением для дополнительного контроля рысканья - эта конфигурация не очень популярна, но доказала свою эффективность на самолётах серии Waiex. 

Реактивный двигатель находится над фюзеляжем перед хвостовой частью и перевешивает самолёт, если пилота нет в кабине, поэтому конструкторам пришлось установить ещё одно колесо сзади. 

Сам мотор представляет из себя турбину TJ-100, широко распространенную среди планеристов как “поддерживающий двигатель” (мы писали об этом в одном из наших материалов). Турбина весит всего 18 кг и производит 210 кг тяги, которых хватает лёгкому самолёту с лихвой. Что примечательно, TJ-100 производится исключительно в Чехии и, как и большинство чешской авиатехники, уходит своими корнями в советское прошлое, где этот мотор использовался как вспомогательный для военных вертолётов и истребителей. 

В пользу надежности силового агрегата также говорит и тот факт, что его активно используют военные в восточной Европе, в качестве, например, двигателя для учебных воздушных целей. Фонарь кабины откидывается в сторону и попасть внутрь можно просто, перешагнув через невысокий борт. 

Внутри - царство минимализма. Даже для поршневого самолёта здесь маловато приборов и переключателей, не говоря уже о реактивном, но американцы настаивают, что дело не в бедности комплектации, а именно в простоте. Дескать нечего загружать голову лишними рычажками и циферблатами. 

Первичный контроль осуществляется стандартной ручкой и педалями направления. Большие закрылки можно выставить в три положения - 15, 30 или 45 градусов. Дисковые тормоза управляются ручным рычагом. На панели приборов всего четыре переключателя: массы, двигателя, приборов и вспомогательного топливного насоса. Сразу под переключателями расположился миниатюрный цифровой вольтметр. Управление тягой осуществляется металлическим рычагом слева от пилота. Весь процесс запуска турбины и её прогрева занимает по времени около 20-30 секунд. В отличие от поршневых собратьев самолёт медленно разгоняется и набирает скорость. Ожидать от этого “истребителя” ракетного старта - самая большая ошибка покупателей, зато на высоких скоростях, когда пропеллер теряет эффективность и начинает беспомощно молотить воздух, турбина SubSonex продолжает уверенно тянуть вперёд. 

Разгон до взлётной скорости 130 км/ч происходит вяло, но главный сюрприз вас ждёт потом, когда вы потяните ручку управления на себя и оторвётесь от земли. Отсутствие поршневого рокота и присущей вибрации создаёт ощущение планерного полёта. Быстро набрав скорость до 225 км/ч, судёнышко взмывает до 600 метров на максимальной тяге. Управление, конечно, достаточно резкое, что ожидаемо для столь малой машины. Двигатель TJ-100 работает на максимальных оборотах не более 5 минут, затем необходимо их снизить до 90%, что соответствует 70% тяги и хватит для поддержания скорости на отметке 225 км/ч. 

Расход топлива во взлётном режиме превышает 83 л/час, но после перехода на крейсерскую скорость снижается до 52-68 л/час в зависимости от высоты. Максимальная скорость горизонтального полёта, по заверениям производителя ограничивается на отметке 305 км/ч. 120-литрового бака за спинкой сиденья должно хватить на 90 минут спокойного полёта + несколько аварийных минут. Но устоять от нескольких пируэтов в воздухе просто невозможно. 

V-образный хвост незаслуженно считают неподходящим для аэробатики, на Sub Sonex он позволяет выкручивать практически любые вензеля в пределах допустимых перегрузок - от +6g до -3g. Посадка покажется вам очень простой как только вы привыкнете к тому, что под рукой у вас нет резкого изменения тяги. По инструкции посадочная скорость - 140 км/ч при выпущенных на 30 градусов закрылках. Это обеспечивает удобный для обзора угол атаки, а также неплохую управляемость. 

Из-за довольно медленного набора скорости решение уходить на следующий круг должно приниматься довольно рано и ни в коем случае не совпадать с началом задирания носа самолёта. Поршневые выкрутасы здесь не пройдут! Даже скажу более, пилотам планеров будет в кабине SubSonex значительно комфортнее, чем пилотам легких и сверхлёгких поршневых машин. Впрочем, не буду сгущать краски - стационарные стойки шасси достаточно прочные для того, чтоб простить пилоту решение плюхнуться на ВПП при завышенной скорости. 

В целом, стоит сказать, что новый SubSonex JSX-1 не для спокойного отдыха или полётов к друзьям на соседний аэродром. В нём совсем нет багажника, а кабина настолько тесна, что прикреплённая на фонарь экшн-камера вот-вот упрётся вам в голову. Эта машина для эмоций и впечатлений от полёта. Отличная тяга на скоростях выше 200 км/ч и всецело спортивная управляемость делают его отличной реактивной коробкой, настоящим JetBox. 

SubSonex JSX-1, технические характеристики: 

  • Длина 4,8 м 
  • Размах крыльев 5,4 м 
  • Пустой вес 188 кг 
  • Взлётный вес 305 кг 
  • Двигатель Турбореактивный TBS TJ-100 
  • Расход топлива 52-83 л/час 
  • Объём топливного бака 120 л 
  • Дальность полёта 367 км 
  • Максимальная скорость 305 км/ч 
  • Крейсерская скорость 225 км/ч 
  • Дистанция взлёта/посадки 336/305 м 
  • Максимальные перегрузки от +6g до -3g 

Стоимость $125 тыс (4 080 тыс. рублей)

Читайте также
Airbus празднует первый полет скоростного вертолета Racer

Высокоскоростной вертолет Airbus Helicopters Racer совершил свой первый полет в Мариньяне, пролетев ...

Мирко Дзаго: «Я, будучи итальянцем, люблю окрошку на ржаном квасе»

C Мирко Дзаго, шеф-поваром ресторанов «Аист» и Onest, поговорили гастрономические обозреватели Jets...

Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти