Андрей Калинин: «Сегодня бизнес-джет — это «умный дом» с крыльями»
Управляющий партнер Клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин — о требовательных пассажирах, экономных судовладельцах и индийском потенциале. Специально для журнала част(н)ых путешествий L’Officiel Voyage.
Вы работаете в деловой авиации с 2007 года. За 10 лет как-то поменялся подход клиентов, их запросы?
Я бы взял более раннюю точку отсчета. В 1990-е, когда в стране появились люди с большим капиталом, но еще не сформировалась культура трат, они учились обращаться с вещами, которые прежде были недоступны. Случались крайности, достаточно вспомнить байки о новых русских. Авиапарк для частных перелетов тогда состоял лишь из самолетов особого назначения еще советского выпуска. В начале 2000-х начала формироваться бизнес-авиация в ее нынешнем виде. На наш рынок пришли иностранные компании, которые предлагали бизнес-джеты обеспеченным людям. До кризиса 2008-го никто не считал денег, богатые россияне, как сегодня китайцы, отличались расточительностью. Однако подход изменился, и сейчас российские клиенты прагматичны и очень требовательны. Мы работаем с клиентами из Германии, Канады, Израиля, Великобритании, так что нам есть с кем сравнивать.
Сколько человек в России выбирают бизнес-авиацию? И куда они летают?
Около пяти тысяч. Это собственники и топ-менеджеры крупных компаний, а также политики (чаще всего те, кто в свое время заработал капитал в бизнесе). И их семьи. Если речь о бизнес-поездках, то по России это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. Из ближнего зарубежья – Казахстан. В последнее время стали больше летать в Китай. В Европе абсолютный лидер по перелетам из России – Лондон, но также популярны и другие финансовые центры: Мюнхен, Берлин, Франкфурт, Вена. Если же речь об отдыхе, то тут большую роль играет сезонность. Летом наши бизнес-джеты летят на Лазурный Берег. Зимой уже многие годы не сдает позиции Куршевель. Популярны также Сейшельские острова, Мальдивы. Париж пользуется особым спросом в апреле и сентябре-октябре.
По России на отдых не летают?
Туризм активно развивается. По направлениям это Алтай, Камчатка, в последнее время еще Карелия. И Сочи, конечно.
Каково положение российской бизнес-авиации сейчас в мире? Далеко ли нам до лидеров?
Бизнес-авиация развивается там, где крутятся большие деньги. Неудивительно, что самый загруженный частными рейсами аэропорт в Европе – лондонский. Лидер же мировой бизнес-авиации – США, где в два-три раза больше частных самолетов, чем во всей Европе. Секрет успеха в том, что в Америке не покупают супердорогие лайнеры, там бизнес-джет воспринимается утилитарно, как средство передвижения. Сейчас бизнес-авиация быстро развивается в Китае, но с его законами и политической спецификой он вряд ли вырвется в лидеры. Я бы скорее делал ставку на Индию – сегодня у них около 40 частных самолетов на всю страну, при том что число богатых людей там сопоставимо с Китаем и Россией. Число самолетов, которыми владеют наши граждане, два года назад оценивалось приблизительно в 700 единиц, сегодня их около 500. Причина такого сокращения понятна: финансовый кризис в стране и политическая нестабильность в мире. Но статистику по нашей стране выстроить сложно. У нас около 20 процентов крупных бизнесменов имеют нероссийское гражданство: кто-то живет в Монако, кто-то в Лондоне, кто-то в Женеве. И бизнес-джеты, которые покупают россияне, в большинстве случаев зарегистрированы в других странах, так как у нас это сделать сложнее.
Что еще препятствует развитию бизнес-авиации в России?
Барьеры в законодательстве, налогообложении и общий деловой климат. Для развития деловой авиации нужно создавать благоприятные условия ведения бизнеса: больше богатых людей – выше спрос на частные перелеты. Будет спрос – и инфраструктура появится.
А каковы мировые тенденции в бизнес-авиации? Куда движется отрасль?
Самый актуальный вопрос сейчас, особенно в Европе, – как сэкономить на владении самолетом и его эксплуатации. Ведь это очень дорогое удовольствие. Один из способов оптимизации расходов – сдавать джет в аренду. Так владелец, конечно, ограничивает свою свободу полетов, зато существенно сокращает расходы. Также внедряются программы долевого владения, но пока это выходит дороже, чем сдача личного лайнера в аренду. Одна авиакомпания организует регулярные рейсы из США в Лондон, на которых представлен только бизнес-класс. Но до России эти новшества дойдут, вероятно, еще не скоро. Наша публика довольно консервативна. В нас все-таки больше азиатского: любовь к роскоши и ее демонстрации. Допустим, американцы и европейцы мало едят в полете, обычно легкий перекус. У россиян это может быть и первое, и второе, и десерт.
Кстати, кухня в бизнес-авиации тоже высокого полета?
Обычно пассажиры едят во время перелета то, к чему привыкли в повседневной жизни. У россиян популярна средиземноморская кухня. А кто-то заказывает борщ и русские котлеты с пюре, кто-то суши, кто-то пиццу, а кто-то и бургер из McDonald’s. Это такой стереотип, что летящие на частном самолете питаются только омарами и черной икрой, запивая все это коллекционным шампанским. Хотя и это тоже встречается.
Есть ли специальные требования в бизнес-авиации к пилотам, бортпроводникам?
В ней работают, как правило, очень опытные пилоты, которые прежде служили в военной авиации или много налетали на регулярных рейсах. Что касается бортпроводников, то главное требование к ним со стороны пассажиров – не раздражать! Помимо этого, они проходят серьезные тренинги по безопасности, ведь бортпроводник – это, прежде всего, спасатель. И еще важно быть хорошим официантом, чтобы обслуживать так, как это делается в любом первоклассном ресторане. Бывают и особые пожелания. Например, если запланированы секретные переговоры, клиент может захотеть, чтобы бортпроводник не знал язык, на которых они будут вестись.
А авиастроители чем сегодня могут удивить?
Из последних новинок: большие дальнемагистральные самолеты, оборудованные душем. Разрабатываются системы борьбы с перепадами давления, чтобы полет был более комфортным. Если раньше все приходилось делать механически – отодвигать кресло, открывать и закрывать шторки, включать и выключать свет, то теперь все это делается с помощью пульта, по модели «умного дома». Интернетом на борту уже мало кого удивишь, такое оборудование устанавливают уже с начала 2010-х. И еще все больше бизнес-джетов становятся некурящими.
А сами вы как обычно проводите время в полете?
Отдыхаю – сплю или читаю.
Интервью: Мария Портнягина