[]
Главная Путешествия и лайфстайл Лайфстайл Полина Аскери: загадка современного искусства

Полина Аскери: загадка современного искусства


Мне на почту приходит очень много портфолио художников, которые хотели бы сотрудничать с Askeri Gallery. На данный момент у нас нет «вакантных мест», но я все равно всегда внимательно просматриваю портфолио. Как ни странно, наличие достойного художественного образования вообще не гарантирует наличие хороших работ. Проблема в том, что человека научили рисовать, но не научили думать. 

Загадка современного искусства как раз заключается в том, что для того, чтобы твои работы оказались востребованными, они должны быть не только хорошо сделаны (признаю: иногда даже этого не требуется), но и ставить проблему или рассказывать историю, которая выходит за границы самой работы. Приведу пример: яркие и веселые работы Мураками — это еще и проработка культурной травмы японцев, связанной с ядерной трагедией Хиросимы и Нагасаки; сложные абстракции Герхарда Рихтера — рефлексия над опытом немецких концлагерей, странные объекты Мэтью Барни — вещи из его очень специфической мифологии, продемонстрированной в серии фильмов «Кремастер». Этот ряд можно продолжать очень долго. 

Если я вижу, что работа сделана путем примитивного подражания известному художнику, без оригинальной идеи, постановки проблемы под необычным углом, могу предложить ее только в качестве цветового пятна в интерьер (при удачном сочетании цветов и качественном ремесле живописца).

В современном искусстве есть масса различных направлений, граничащих с театром, архитектурой, философией и разного рода активизмом. В последнее время довольно большую нишу занимают произведения, которые принято называть общим термином environmental art. В русском языке для этого понятия нет четко установленного перевода. На мой взгляд, точнее всего его смысл передает словосочетание «средовое искусство». В рамках этого направления художники создают некую среду: тотальную инсталляцию или ленд-арт. Идея таких работ в том, чтобы видоизмененное пространство, в которое попадает зритель, помогало ему получить определенный специфический опыт. Например, гигантские скульптуры Ричарда Серра — в некотором смысле среда, поскольку их установка в корне меняет городское или музейное пространство и способы его «проживания». Одним из условий заказа скульптуры у Серра был запрет на ее перемещение, так как работа создавалась специально в конкретное пространство и могла потерять свой эффект в другой среде. 

Фрагменты выставки Ричарда Серра

В 1970 году Роберт Смитсон создал работу Spiral Jetty («Спиральная дамба») — гигантскую насыпь из базальта в виде спирали в Большом Соленом озере в штате Юта в США. Spiral Jetty — колоссальный проект, направленный на создание нового пейзажа: первоначально спираль была черной на красном фоне (сейчас под воздействием природных явлений она немного потеряла контрастность). Эта работа затрагивает массу тем: от эволюции жанра пейзажа и локальной истории, связанной с нефтяной промышленностью, до эксперимента над тем, каким образом природа будет дальше «жить» с новым образованием. Работа постепенно разрушается, на базальте оседает соль и заводятся микроорганизмы, скульптура живет дальше уже без воли ее создателя. 


"Спиральная дамба" Роберта Смитсона

Отдельное направление в environmental art — экологическое искусство. Оно посвящено той среде, которая уже у нас есть как данность и которую мы должны беречь. 

В 1982 году на 7-й Документе в Касселе Йозеф Бойс воплотил произведение «7000 дубов»: в городе было посажено 7000 деревьев, каждое из которых обозначено базальтовым камнем. Помимо экологического смысла, работа имела большое социальное измерение: весь проект сопровождался активными спорами граждан, поддерживающих или выступающих против этой инициативы. Этот общественный диалог тоже является частью работы Бойса. 

В художественной рефлексии над экологией почти всегда есть сообщество, с которым взаимодействует художник. А как иначе, ведь природа гибнет по вине человека, а значит, именно человек в состоянии остановить этот процесс.


Выставка Анны де Карбуччиа «Одна планета — общее будущее».

Для меня очень важно, что Askeri Gallery работает с художником, который очень красиво и тактично обращается к людям с предложением задуматься об окружающей среде. Анна де Карбуччиа на протяжении нескольких лет последовательно реализует проект «Одна планета — общее будущее». Она путешествует по самым далеким уголкам нашей планеты, создавая инсталляции vanitas (с участием песочных часов и изображения черепа) в местах, которые символизируют экологическую или культурную проблему. Эти инсталляции она фиксирует при помощи фотоаппарата, в результате чего получаются невероятной красоты фотографии. Выставочные проекты серии «Одна планета — общее будущее» (один из которых мы, кстати, показали в прошлом году в ММОМА) — это тоже всегда инсталляции, цель которых — создать среду и максимально сконцентрировать тот опыт, который зритель может получить, погружаясь в историю, стоящую за каждым снимком. Это искусство, которое вдохновляет и меняет людей. Нынешним летом у Анны открывается выставка в Кастель-дель-Ово в Неаполе, куда я вас с удовольствием приглашаю (23 июня — 30 сентября).


Автор иллюстрации: Эльвира Насибуллина

Возврат к списку


Сообщение принято

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Спасибо за Ваш запрос!

Наш специалист уже работает над поиском лучших вариантов.

СРАВНИТЬ: 15 шт.