Garmin представляет систему, которая может спасти вашу жизнь
В течение последних восьми лет Garmin работал над новой удивительной способностью - функцией автоленда (Autoland - самостоятельная посадка), которая может спасти самолет с недееспособным пилотом или спасти пилота, когда погодные условия не представляют никакой другой безопасной опции. В ближайшее время Autoland должен получить свое первое одобрение FAA, в ближайшее время ожидается сертификация в Piper M600, а затем в Cirrus Vision Jet.
Более 100 инженеров Garmin работали на Autoland, включая команду экспертов по человеческому фактору. Они должны были тщательно спроектировать систему, чтобы пассажир мог не только включить ее, но и понять, что в ней происходит.
Система Garmin Autoland является частью семейства продуктов автоматизации Garmin Autonomi, которая включает в себя электронную устойчивость и защиту, а также режим аварийного спуска. Система способна безопасно управлять самолетом: найти ближайший подходящий аэропорт, свободную взлетно-посадочную полосу, самостоятельно приземлить самолет с крейсерской высоты, применить тормоза и остановить двигатели. При необходимости Autoland может включить антиобледенительные системы.
Autoland доступен для установки в джетах, оснащенных авионикой Garmin G3000 и автоматическим управлением. Piper Aircraft внедряет стандарт HALO™ Safety System в новой версии M600/SLS. Обновление Safe Return™ также будет установлено на самолетах Vision Jet.
Разработка
Проект начался в 2011 году с инженера Garmin, тестировавшего некоторые алгоритмы, которые могли сделать возможным автоматическое переключение, а в 2014 году было произведено первое автоматическое переключение на поршневом одномоторном Cessna Columbia 400. В сентябре 2015 года Garmin привлекла FAA для сертификации Autoland в производстве самолетов. На сегодняшний день совершено более 800 полетов с автопосадкой на различных самолетах, в том числе около 200 на M600, который совершил свой первый автолендинг 10 сентября 2018 года.
Garmin уточняет, что система Autoland предназначена для использования только в чрезвычайных ситуациях, когда пилот самостоятельно не способен посадить самолет. Autoland направляет воздушное судно в подходящий аэропорт для посадки рядом с ним на основании различных условий, включая погоду, рельеф местности, взлетно-посадочную полосу и пригодность воздушного судна. Список аэропортов для Autoland состоит из подходящих в радиусе 200 морских миль, также тех, которые самолет прошел с момента взлета, в пределах 200 морских миль, и аэропорта назначения, когда Autoland активирован. Для самолетов, которые пролетают над отдаленными районами или над большими водоемами, Autoland может не иметь возможности приземлить самолет из-за отсутствия подходящих аэропортов. Кроме того, Autoland может не функционировать, если у самолета возникают механические неисправности или нехватка топлива. Autoland также требует, чтобы система AFCS работала для посадки самолета.
Autoland берет на себя все функции управления, когда пилот больше не может лететь, другого квалифицированного пилота на борту нет, но самолет по-прежнему работает нормально. Таким образом, Autoland дает производителям самолетов альтернативу спасательной системе парашютного типа для ситуаций, когда пилот выведен из строя, а самолет все еще работает и при надлежащем руководстве может приземлиться на подходящей взлетно-посадочной полосе. Для Cirrus Autoland добавляет возможность доставки самолета в ближайший аэропорт, где пострадавшим будет сразу же оказана медицинская помощь, в отличие от развертывания парашютной системы над отдаленным районом и надежды на то, что спасатели прибудут вовремя.
Garmin может помочь производителям адаптировать Autoland практически к любому самолету, и он может работать на чем угодно - от поршневых однодвигательных моделей до реактивных джетов. Например, M600 не имел автоматического рычага в стандартной комплектации, но для Autoland Garmin добавил автоматический рычаг, который стал частью новой версии M600 SLS Halo. Самолет, у которого уже есть тормоза с электронным управлением, не будет нуждаться в дополнительном оборудовании, но M600 требовал добавления сервоприводов и датчиков скорости вращения колеса для управления тормозами.
В приложении M600 Autoland система активируется на высоте 5500 м, если включен автопилот, а командир судна не взаимодействует с авионикой в течение 15-минутного периода. На больших высотах период взаимодействия короче. Autoland также пытается предупредить пилота с помощью повторяющихся звуковых сигналов и делает запрос о готовности перед включением. Autoland также включится, если электронная система стабилизации и защиты будет включена в течение продолжительного периода времени, сначала переведя M600 в подготовительный режим, а если пилот его не отключит - осуществит автоматическую посадку. Даже при наихудшем сценарии с недееспособным пилотом и отказом двигателя Autoland может спасти ситуацию, осуществив контролируемый спуск на близлежащую гладкую поверхность.
Как работает Autoland
Во время полета Autoland проводит постоянный мониторинг погодных условий, местности, препятствий и доступных аэропортов. Включается система простым нажатием кнопки. В M600 она расположена на приборной панели, а в Cirrus Vision Jet будет сверху. Все, что нужно сделать пилоту в плане инструктажа пассажиров, - это рассказать им, как нажать кнопку.
При включении Autoland немедленно поворачивает самолет к ближайшему подходящему аэропорту, а в салоне транслируются подробные сообщения, которые позволяют пассажирам знать, что происходит. Интерактивная карта на дисплее четко отобразит путь до выбранного аэропорта. Одно из сообщений на дисплее представляет собой анимацию кабины и систем управления с предупреждением: «Держите руки и ноги подальше от системы управления полетом». Кроме того, в зоне видимости включены сообщения «Аварийный Autoland активен» и «Посадка через XX минут». Многофункциональный дисплей также показывает оставшееся расстояние полета до места назначения, количество имеющегося на борту топлива и ориентировочное время до начала спуска. Голосовые сообщения объясняют пассажирам, что им следует ожидать.
В то же время Autoland передает информацию о состоянии самолета экстренным радиосообщением. Радиопередача может происходить на местной частоте управления заходом на посадку или диспетчерской вышкой. Эти сообщения не только предупреждают диспетчеров о том, что происходит, но и информируют пилотов, летящих в том же районе, о чрезвычайной ситуации на борту и о том, что взлетно-посадочная полоса будет занята автоматически приземляющимся самолетом.
Когда самолет направляется к выбранному аэропорту, система замедляет скорость полета. Пассажиры имеют возможность при желании связаться с диспетчерами по радиосвязи: Autoland подскажет, как совершить звонок, используя сенсорный экран Garmin в качестве кнопки микрофона.
Autoland точно выполняет заход на посадку, опуская шасси и закрылки в нужное время. Когда самолет приближается к взлетно-посадочной полосе, система уменьшает мощность и выравнивает самолет по центральной линии, затем приземляется и применяет тормоза, пока самолет не остановится. После остановки Autoland выключает двигатель и инструктирует пассажиров, как открыть дверь.
В случае невозможности по какой-либо причине активировать Autoland, система включится сама после определенного времени бездействия пилота. Ее можно самостоятельно отключить нажав кнопку автопилота на контроллере.