Истоки бизнес-авиации: взлет в комфорт
В предыдущих выпусках мы поговорили о зарождении и развитии рынка деловой авиации в СНГ, о самолетах советского производства, использовавшихся для чартерных рейсов, а также о начальном периоде перехода на самолеты западного производства. Закончили мы на волнующем моменте приемки наших новых летательных аппаратов. Итак, продолжим.
Поставка. Как много в этом слове для сердца рядового миллиардера стран СНГ слилось! На юридическом языке свободных от налогов «бретонцев» поставка самолета пишется delivery — вдруг пригодится. Кстати, поставка бывает зеленой (green delivery) — это когда самолет изготовлен и пригоден к полетам, но салон (interior) на нем еще не установлен (не смонтирован), торчат провода и технические детали. Иногда бывает, что изощренный покупатель желает многого по салону, а это не все производители у себя на заводе могут реализовать. Практическим примером могут служить инкрустация золотом панелей и элементов салона, специальные средства безопасности, не связанные с авиацией, или полочка для книг из IKEA. В таких случаях самолет перегоняется на базу специалистов по салонам, где, собственно, и комплектуется той или иной экзотикой.
Узнали все это мы по ходу пьесы, ожидая наши крылья. И далеко не всегда все получается четко в срок, как написано в контракте. Всякое бывает, поэтому есть своеобразные этапы поставки, по достижении которых обязательно надо отправлять человека и смотреть на приобретенное судно и степень его готовности. Но кто ж знал... Поэтому наша поставка — «подставка» — слегка затянулась.
Приближались долгожданный выход нового самолета и его приемка владельцем. В общем, принимать «крылья» мы отправили нашего шеф-пилота Генку, но один момент не учли — пилот был с Як-40 и английский язык знал плохо. Поэтому хорошо, что компания, выбранная нами для обслуживания самолета, была мудрее и вдогонку отправила своего техника, который был иностранцем и английский знал хорошо.
Процедура приемки проходит следующим образом: самолет облетывает летчик-испытатель производителя, вписывает выявленные дефекты в журнальчик, и потом они устраняются производителем. Затем делают контрольный тестовый полет, и если замечаний не обнаружится, милости просим покупателя (точнее, его полномочного представителя). Покупатель должен все проверить и подписать акт приема-передачи. К тому времени уже должны быть определены обслуживающая компания или авиакомпания (если самолет планируется сдавать в чартеры другим клиентам), страна регистрации, экипаж и другие факторы, наиважнейшим из которых является кандидатура стюардессы, а оплата уже должна поступить на счет производителя в полном объеме. Хочу поделиться опытом: верить всем подряд нельзя, ибо рынок деловой авиации является жестоким и агрессивным по отношению к кошелькам бедных хозяев.
Свой самолет гораздо приятнее и комфортнее с точки зрения психологии — тапочки стоят на том же месте, причем именно мои, глаз, привыкший к атмосфере салона, понимающий с полжеста экипаж, не ревнующая вечно к незнакомым стюардессам жена...
После облета на нашем новеньком самолете обнаружили неисправность бортового компьютера и одного из мониторов в кабине экипажа, а также ряд незначительных дефектов, устранение которых заняло несколько дней. Затем самолет перегнали на базу авиакомпании для таможенных формальностей и перерегистрации, после чего наши «крылья» были готовы к первому официальному, так сказать, рейсу.
Я не буду описывать в деталях муки выбора авиакомпании эксплуатанта, страны регистрации, подбор аудиторской компании, процедуру получения финансирования и другие тонкости владения самолетом, так как этот дорогостоящий для здоровья и кошелька опыт не уместится даже в нескольких журналах. Скажу лишь, что решения надо подбирать на трезвую голову, с грамотными юристами и специалистами.
Если вы все-таки хотите узнать в деталях, как не нарваться на неприятности в вышеуказанных вопросах или что вы уже нарвались, предлагаю написать мне в редакцию, и я постараюсь встретиться с вами или хотя бы переговорить по телефону. Уж чем смогу помогу. Я серьезно! Звоните, пишите, не стесняйтесь.
Вернемся к долгожданному первому полету. Честно сказать, мы волновались. Он стоял такой новенький, покрашенный, чисто вымытый и наполированный после трансатлантических перелетов, с символическим бортовым номером (несколько букв регистрационного номера на фюзеляже можно было выбрать по желанию). Интерьер самолета был оборудован прекрасным светлым ковром, бежевые кресла приятно пахли новой кожей, по салону распространялся запах теплого хлеба и еды, заранее привезенной и приготовленной нашим поваром.
Потом стало понятно, что светлый коврик в салон лучше не стелить, потому что с приходом осени и непогоды следы надолго отпечатывались в самых центральных местах прохода. Мы, конечно, догадались положить сверху пластиковое прозрачное покрытие, но все равно позже ковер пришлось поменять, и обошлось нам это больше чем в десять тысяч долларов. В салоне размещались два больших монитора, на которых отображалась полетная информация и можно было посмотреть кино. Самолет располагал спутниковым телефоном, уютным небольшим санузлом и гардеробом. Современная аудиосистема с выходами для наушников и автономным дистанционным управлением, комфортные кресла с вариантами наклона спинки, автоматические шторки с разным углом закрытия иллюминатора, регулируемое освещение, выдвигающиеся лакированные столики, спрятанные в боковых панелях самолета, и еще масса комфортных деталей, радующих глаз.
Летчики были иностранцами, чуть позже их сменили наши ребята, которые переучились на данный тип самолета. Бесплатное обучение двух пилотов и одного техника оказалось приятным бонусом в приобретении нового самолета. Стюардесса готова была работать без денег, лишь бы попасть на новую кухню, оборудованную микроволновой печью, кофе-машиной и чайником без десятилетней накипи, как в Як-40. Однако позже она регулярно стала просить прибавку к жалованию, мотивируя это высокой ответственностью и отсутствием достаточного, по ее мнению, количества выходных. Еще в комплект самолета входили зонтики и прорезиненный коврик, который стелился перед трапом на улице (кстати, очень полезная вещь, особенно в гололед).
В общем, к взлету в комфорт мы были готовы. Офисная географическая карта была оценена по-новому, ведь полетов планировалось очень много — как по работе, так и по отдыху. Уже искушенные в типичных и общепринятых направлениях для туризма, имея свой самолет, мы могли смело закрыть глаза и ткнуть пальцем в любую точку планеты, чем и занялись в промежутке между полетами по делам...
Текст: Андрей Алейников