Модный цвет: как создают ливреи бизнес-джетов
Ливрея бизнес-джета – это его знак отличия и неотъемлемый атрибут образа. Какой процесс стоит за ярким графическим дизайном, изображенном на самолете, сколько «весит» ливрея и какие джеты вошли в мировую художественную галерею образов – в нашем материале.
Почему белый?
Слово «ливрея», или раскраска самолета, означает в авиации ровно тоже, что обозначала и в социуме. Одежда слуг в знатных и королевских домах – ливрея – содержала геральдические отличия, которые отражены теперь и на воздушных судах.
Процесс создания ливреи для частного самолета – увлекательный, но сложный и обремененный большим количеством стандартов и требований. Как, впрочем, и все в авиации.
Как и в производстве самолета, все начинается с эскиза. И практически сразу упирается в документацию, так как дизайн-бюро должны знать определенные правила нанесения бортовых номеров и служебных надписей на борт самолета, а также должны быть сертифицированы авиационными регуляторами.
В зависимости от того новый самолет или купленный на вторичном рынке, его красят на производстве у авиастроительной компании или в покрасочном цеху «на стороне». Вне зависимости от места покраски самолет проходит схожие косметические процедуры. Первым слоем наносится протравный грунт, после высыхания – базовая краска и лак. Как правило, в качестве базового цвета выбирается белый. И это не случайно.
Дело в том, что белый цвет делает самолет «прохладнее» и помогает ему отражать солнечный свет, минимизируя количество энергии для поддержания комфортной температуры в салоне. Современные самолеты, сделанные из композитных материалов, нуждаются в еще большей защите от солнца, поскольку, летая на больших высотах, они могут быть повреждены УФ-излучением. Это является еще одной причиной, по которой используется белая краска.
Вторая причина – это деньги. Для окраски дальнемагистрального самолета требуется около 100 литров краски, и это, разумеется, добавляет веса самолету. А, значит, увеличивает количество затрачиваемого топлива. Чем больше краски разных цветов, тем тяжелее самолет, тем больше топлива, тем меньше дальность. Не стоит забывать и про стоимость – индивидуальная схема покраски может достигать $100 тыс. за большой магистральный самолет.
Пленка, фольга или лазер?
Тем не менее, яркий и привлекательный образ самолета зачастую перевешивает экономику. Поэтому еще во время покраски базовой краской специалисты приступают к подготовке фюзеляжа к графическим элементам. А именно – обклеивают пленкой те зоны, которые будут выкрашены другими цветами. Это, кстати, касается и оклейки иллюминаторов, отверстий и выступающих элементов. Не сложно догадаться, что это самый ресурсоемкий процесс во всем изготовлении ливреи.
Интересно, что некоторые дизайн-бюро заменяют привычную пленку наклейками из фольги. Так, студия Happy Design Studio использует комбинацию краски и фольги, с помощью которой «выкладывает» нужный паттерн. Фольга обеспечивает такой же уровень долговечности, как и краска, а также позволяет нанести точнейшую графику, так как на нее заранее наносится изображение. Трафареты из фольги как бы «огибают» искривления планера, за счет чего получается объемная 3D ливрея. Как утверждают в компании, подобная технология позволяет экономить до 40% времени, обычно затрачиваемого на покраску бизнес-джета.
Чтобы этапы ручного производства пленки не отнимали много времени, а ошибки были видны еще до ее нанесения, компания Pilatus Aircraft внедрила лазеры в покрасочный цех. Лазерные проекторы, установленные швейцарским самолетостроителем, проецируют очертания и ход трехмерных цветовых схем прямо на поверхность самолета. Перед покраской на фюзеляж самолета крепятся 80 целевых точек-отражателей, на которые потом наводится лазер. Он проецирует очертания даже сложных цветовых схем на верхнюю и нижнюю поверхности самолета пропорционально и с правильной перспективой. В зависимости от схемы малярный скотч можно использовать для маркировки прямо на лазерный луч – рисовать маркером больше не нужно. На самолет может быть спроецирован весь дизайн или его отдельный элемент.
После нанесения паттерна краске дают высохнуть, после чего обезжиривают поверхность и наносят финальный слой из лака.
Кто отличился?
Пленка, фольга, лазер – какой бы способ нанесения паттерна не был выбран, бизнес-джет заиграет новыми красками. Авиационные фотографы, или споттеры, охотятся за бортами с оригинальными ливреями, а у пассажиров появляется улыбка при одном взгляде на самолет. И, конечно, оригинальная ливрея делает узнаваемым и самолет, и авиакомпанию.
Так, флот авиакомпании бизнес-авиации VistaJet состоит из серебристых самолетов с красной полосой по длине фюзеляжа. Среди собственников бизнес-джетов большой популярность пользуется черный цвет с золотыми, бордовыми или оранжевыми вставками. Отдельные ценители скорости просят нанести на двигатели элементы пламени. Востребована и «животная» тема – на самолетах Cessna Mustang гарцуют скакуны, Pilatus PC-24 раскрашен в цвета зебры, а на ярко синей ливрее Pilatus РС-12 летят пегасы. Оригинальный цвет – рубиновый, золотой или соболино-черный – можно выбрать для экстерьера самолетов HondaJet. Невероятно играет на солнце цвет хамелеон на Gulfstream V, «раскрашенном» студией Happy Design Studio. Маркетинговую выгоду от оригинальной ливреи, вероятно, получает Agnes Bridal, салон свадебных платьев из США. Их самолет раскрашен в безумные черно-желто-зеленые цвета и линии, отсылающие к африканским мотивам. А семикратный чемпион мира по автогонкам «Формула-1» Льюис Хэмильтон, купив Challenger 605 в 2012 году, решил поддать газу и выкрасил его в спортивный красный цвет.
Летайте и наслаждайтесь видами. Не только из иллюминатора, но и на самолет.