Фарнборо-2014: политики больше, чем самолетов | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
24.07.2014
Новости

Фарнборо-2014: политики больше, чем самолетов

Международный авиасалон состоялся на фоне визовых и санкционных скандалов и гибели пассажирского Boeing в небе над Донбассом. Чем еще запомнился Фарнборо-2014? Под Лондоном завершил работу международный аэрокосмический салон Фарнборо. Редчайший случай для шоу такого калибра: ни одной премьеры! А из-за событий, которые случились во время мероприятия, и вовсе было порой не до авиации с космосом. Визовый скандал В день открытия, 14 июля, стало известно, что половина российской делегации не получила визы. На одной из крупнейших в мире авиационных «ярмарок тщеславия» практически не было первых лиц. Выставочные стенды обходили заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь и посол России в Великобритании Александр Яковенко; они же пытались объяснить неприятную ситуацию. Те руководители, которые оказались на авиашоу, постарались не задерживаться и свести к минимуму общение с журналистами — больше кулуарно, выборочно, из лояльных СМИ. Так, в последний момент отменил брифинг руководитель Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Не было традиционной большой пресс-конференции президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев еще накануне Фарнборо дал интервью Reuters про «Добролет», затем на салоне получил награду Skytrax, заглянул на тренажер МС-21 от ОАК — и улетел. На тренажере еще не существующего самолета красовался логотип «Аэрофлота» как стартового заказчика, а рядом стояли стюардессы компании в форме цвета «красный мандарин». Зато на Фарнборо было целых два самолета Sukhoi Superjet 100 — в раскраске «Ютэйра» и мексиканского перевозчика Interjet. Они просто стояли — в летной программе не участвовали. Но как стояли! На самых видных площадках, в одном ряду с Boeing 787 Dreamliner. Припасены были и «домашние заготовки»: на салоне подписано два соглашения на поставку SSJ 100 — c казахстанским перевозчиком Bek Air (7 самолетов) и российской авиализинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» (8 самолетов; переговоры о передаче их в лизинг ведутся как минимум с четырьмя европейскими авиакомпаниями, заверил гендиректор ИФК Александр Рубцов). Военную технику Россия привезла только в виде макетов. «Мы в прошлом году в Ле Бурже демонстрировали и Су-35 [была его международная премьера — Forbes.], и Як-130. Те потенциальные заказчики, которые у нас есть, хорошо знают нашу технику, потому мы сочли, что везти ее в этом году в Фарнборо нецелесообразно, — объяснил Погосян. — К тому же основной рынок для поставок российской боевой авиатехники сегодня — внутренний. И хотя мы сохраняем экспортные поставки боевых самолетов, но в этом году больше 90 машин будет поставлено ВВС России». Слюсарь на вопрос, где теперь Россия будет представлять военную технику — в связи с претензиями по Крыму и Украине, ответил вполне жизнеутверждающе: «Кроме Фарнборо и Ле Бурже есть и другие авиасалоны, в частности китайский. Если мы что-то не можем привезти, предложить здесь, то можем в других странах». Ни одной новинки Не добрался до Фарнборо и истребитель F-35. Самолет очень ждали — он единственный мог стать полноценной новинкой авиашоу. Прилет F-35 на Фарнборо преподносился как долгожданный международный дебют. Увы, он не состоялся. Меньше чем за месяц до открытия салона у F-35 загорелся двигатель. Уже тогда было ясно: столь серьезный инцидент отменяет любую публичность. Но анонс F-35 висел на сайте салона «до упора». Поэтому даже в первый день все вокруг только и говорили о том, что F-35 может прилететь — как будто речь шла о воздушном шаре, который просто вовремя не закачали гелием. Разумеется, F-35 было важно заявиться именно на Фарнборо, ведь Великобритания — один из партнеров проекта, а на открытии авиашоу прогуливался вдоль экспонатов премьер-министр Дэвид Кэмерон. Да и геополитическая обстановка, что называется, способствует: агрессивные полеты новейшего истребителя показали бы, кто в доме хозяин. F-35 — совместный продукт нескольких стран, из которых все, кроме Австралии, являются членами НАТО (США, Канада, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Турция). Плюс среди потенциальных покупателей самолета — Израиль, Япония, Южная Корея. Но жажду публичной демонстрации мускулов победил страх публичного провала. Тем более что Lockheed Martin, производитель F-35, и так постоянно подвергается критике. Компания выиграла тендер на создание истребителя в 2001 году, пообещав самолет через 10 лет. Проект уже опаздывает на насколько лет из-за технических проблем. А попытки найти решения делают F-35 все дороже: затраты на каждый самолет планировались в пределах $30-35 млн, но теперь поднялись выше $100 млн. К 2019 году Lockheed Martin, правда, обещает снизить планку до $80 млн. Впрочем, и техническое задание по F-35 не из простых. Пентагон заказал истребитель для трех разных родов войск — ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты. Если в первых двух случаях речь идет об обычном взлете, то в третьем — о вертикальном/укороченном. Вот здесь-то Lockheed Martin совместно с производителем двигателей Pratt & Whitney пришлось помучиться: с одной стороны, двигатель должен хорошо охлаждаться, и тут нужен дополнительный вентилятор, с другой, для самолета такое решение означает лишний вес, который и без того на пределе. Собственно, это главная проблема. Есть и другие претензии: сходит «невидимое» покрытие с фюзеляжа, огрехи в управлении и программном обеспечении. Тем не менее, США собираются закупить более 2400 F-35 на $400 млрд, а в серийном производстве сейчас находится уже сотня самолетов. На нынешнем Фарнборо F-35 был представлен полномасштабным макетом и флешкой, которую раздаривали участникам салона улыбчивые девушки. На авиашоу могла появиться еще одна новинка — региональный самолет CSeriers от Bombardier (конкурент SSJ 100). Но и его дебют было сорван — опять подвел двигатель, и опять от Pratt & Whitney. Битва гигантов Airbus и Boeing не приготовили для Фарнборо премьер, но это не ослабило конкуренцию между ними. Европейский авиапроизводитель буквально в последний момент стал спонсором Фарнборо, а еще купил рекламу не только в отраслевых СМИ, но и в Financial Times с The Wall Street Journal — так что картинки с А330, А350, А380 были везде и всюду. Boeing, как всегда, выступил спонсором медиацентра. Сидишь в душной комнате с компьютерами и взбудораженными журналистами (им надо новости срочно отправить, интернет же не спешит), а на тебя летит самолет Boeing. И с правой стены летит, и с левой. Симпатично, ничего не скажешь. Но быстрый провайдер был бы полезнее. Airbus привез свой самый новый лайнер А350 (впервые на публике появился в прошлом году на Ле Бурже), экспериментальный самолет с электродвигателями Е-Fan, военно-транспортный А400 и, разумеется, двухэтажный A380. «Гвоздем программы» Airbus сделал презентацию дальнемагистрального самолета А330neo. Это все тот же А330, но с новыми экономичными двигателями, улучшенной аэродинамикой (например, будет больший размах крыла и модные, как у А350, законцовки); что позволит сократить на 14% расход топлива на «кресло» по сравнению с прежним А330, уверяет Airbus. А еще — обновленный дизайн салона с мобильной связью и интернетом. На разработку нового А330 было потрачено €2 млрд. Первые самолеты пойдут в эксплуатацию в конце 2017 года. A330neo собирается конкурировать с B787 Dreamliner (хотя изначально эта роль отводилась А350). Прежде всего, за счет цены — Airbus обещает сделать свою новинку дешевле. И ничего, что на B787 больше тысячи заказов. Европейцы уверены, что догонят. Но и в Boeing не сидят сложа руки, а выводят на рынок B777x и отбивают богатого клиента. В июне авиакомпания Emirates отказалась от 70 самолетов A350 каталожной стоимостью $16 млрд. А уже в канун Фарнборо заключила сделку с Boeing на 150 В777Х за рекордные $56 млрд. Это крупнейший заказ в истории авиации, подсчитало агентство Bloomberg. Emirates купит два типа самолетов: 115 Boeing 777-9X вместимостью 400 пассажиров и 35 Boeing 777-8X вместимостью 350 пассажиров. Поставки ожидаются с 2020 года. «Сюрпризом» от Boeing на нынешнем салоне был В787-9, одна из разновидностей «лайнера мечты». Он участвовал в летной программе, но, в отличие от самолетов Airbus, в гости не приглашал. По итогам Фарнборо больше заказов получил Airbus — 496 самолетов ($75,3 млрд) против 201 ($40,2 млрд) от Boeing. Лепту внесла и авиакомпания «Трансаэро», заключив соглашение на 20 А330. Правда, так и осталось загадкой, кто же подписал столь серьезный финансовый документ со стороны перевозчика. Обычно это делают первые лица компании, в пресс-релизе же была цитата исполнительного директора. Вопрос, были ли на Фарнборо гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова и ее муж — председатель совета директоров Александр Плешаков, авиакомпания оставила без ответа. Может быть, политическая ситуация не способствует публичности? Санкции и авиакатастрофа Санкции в отношении России были не менее обсуждаемы, чем не прилетевший F-35. Топ-менеджеры повторяли, как мантру: «Нас многое связывает. Мы не можем друг без друга». И это не дань хорошему тону — на кону многомиллиардные контракты: Airbus и Boeing почти половину титана покупают у компании «ВСМПО Ависма». «Россия стала основным партнером Boeing по титановым изделиям для гражданской авиации. «В ближайшие годы планируется потратить $18 млрд на закупки титановой продукции, $5 млрд — на приобретение услуг по проектированию и $4 млрд — на приобретение других товаров и услуг, — сообщил руководитель Boeing в России и странах СНГ Сергей Кравченко. — Каждый самолет В787 имеет около 60 изделий из российского титана. И мы производим десять таких самолетов в месяц. На нашем бизнесе в России, многомиллиардном, долгосрочном и прозрачном для обоих правительств, пока, к счастью, это не отражается. Но нервозность присутствует. Когда есть неопределенность и есть ощущение, что санкции могут быть расширены, появляются риски. Скорее бы политические разногласия закончились и мы смогли вернуться к тому, что мы называем обычным бизнесом». Поздно вечером 16 июля Министерство финансов США объявило об очередных санкциях в отношении физических лиц и компаний. В «черный список» попал Внешэкономбанк, который в том числе занимается авиационным лизингом и контрактом на поставку самолетов Boeing. Главный редактор avia.ru Роман Гусаров в сердцах заметил: «Истерика Госдепа продолжается. С нетерпением жду санкций против «Ростеха» и запрета продавать нам Boeing». Сам Boeing предпочел молчать. А день спустя, 17 июля, случилось то, что перекрыло абсолютно все темы, — авиакатастрофа B777 Malaysia Airlines. Самолет был сбит над Украиной. Журналисты еще отписывали бизнес-новости из Фарнборо, но параллельно уже изучали подробности трагедии и задавали другие вопросы. По сути, с середины авиасалона интерес к нему пропал. Boeing разместил на сайте обращение в связи с авиакатастрофой (указав предусмотрительно номер рейса, а не тип самолета). И спешно свернул летную программу — на публичные дни американские лайнеры не остались. Зато в Фарнборо расположен британский Отдел по расследованию авиационных происшествий — одно из двух учреждений в Европе, где есть оборудование для прослушивания «черных ящиков». Туда и отвезут самописцы рухнувшего В777 Malaysia Airlines на расшифровку.
Читайте также
Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Embraer ожидает уверенного роста и увеличения количества невыполненных заказов

Подразделение бизнес-авиации Embraer сообщило об увеличении поставок на 13% в период с 2022 по 2...

Запасы бизнес-джетов на вторичном рынке растут, цены снижаются

Доступный парк бизнес-джетов в феврале увеличился на 32%.

Heli-Expo 2024: количество заказов на модели вертолетов Hill HX50 и HC50 превышает 1200 штук

Британская авиационная компания Hill Helicopters представила, как она утверждает, первый в мире полн...

Airbus представил два вертолета в VIP-конфигурации на авиасалоне в Сингапуре

Внимание публики привлекли одноместный ACH130 в VIP-конфигурации и макет многоцелевого двухместного ...

Сильные поставки Pilatus улучшают финансовые показатели компании

В 2023 году компания Pilatus поставила 47 своих бизнес-джетов PC-24, что на 18%, чем в предыдуще...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти