Новый российский учебно-тренировочный самолет СР-10 совершил первый полет | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
12.01.2016
Новости

Новый российский учебно-тренировочный самолет СР-10 совершил первый полет

25 декабря 2015 г. совершил первый полет реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, разработанный ООО Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ САТ, г. Москва) под руководством Д.А. Кибеца. Об этом пишет «Наука и Техника». Эта машина отличается прогрессивной конструктивно-силовой схемой и применением крыла обратной стреловидности – пусть и не такой большой, как на экспериментальном истребителе КБ «Сухого» Су-47 «Беркут», но позволяющей реализовать режимы сверхманевренности, близкие к тем, что имеют современные истребители поколения 4+. Диапазон перегрузок, с которыми может летать СР-10, очень велик – по проекту он составляет от +10 до -8 g. Не меньший интерес вызывает тот факт, что СР-10 спроектирован и построен не предприятием «большой» авиапромышленности, а молодой частной фирмой, не имевшей ранее опыта создания реактивных самолетов. Он проектировался как машина первоначального обучения для участия в конкурсе, проводившемся Министерством обороны Российской Федерации. Тогда победу одержал проект Як-152. Можно предположить, что решающую роль в выборе (а это очень важный и серьезный вопрос) сыграл и авторитет ОКБ им. А.С. Яковлева, и использование проверенного (но модернизированного) двигателя М-14. Однако опыт военной авиации многих стран, в т.ч. СССР и Израиля, свидетельствует, что подготовка летчиков на самолеты-истребители, истребители-бомбардировщики и штурмовики идет быстрее и качественнее, если курсант садится сазу на реактивный учебно-тренировочный самолет, не приобретая навыков пилотирования поршневой машины, которые ему не только не пригодятся, но могут даже и мешать. В полномасштабном варианте СР-10 должен был иметь полный комплект пилотажно-навигационного оборудования современного военного учебно-тренировочного самолета, катапультируемые кресла класса «0-0» и один современный российский турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-55, а в его конструкции будут широко применены композиционные материалы. Первый опытный образец машины служит лишь для оценки устойчивости и управляемости, испытаний управления, шасси и других систем. Он оснащен временно устаревшим ТРДД АИ-25ТЛ, который в советское время производился в Запорожье для чешского УТС Л-39. Первый полет на самолете СР-10 выполнили летчик-испытатель Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов с принадлежащего аэроклубу «Альбатрос» аэродрома Орешково (посёлок Воротынск Калужской области). Конструкторы надеются, что их машиной военные все же заинтересуются как переходным типом между Як-152 и реактивным Як-130. Ведь «сто тридцатый» – это для своего класса довольно крупная и сложная двухдвигательная машина и переход на нее широкой массы курсантов может вызвать определенные затруднения. Так же СР-10 может привлечь внимание спортсменов. Еще в советское время была попытка превратить в «пилотажник» учебный вариант Су-25, но спортивному Су-28 «не повезло со временем рождения на свет». Руководство КБ САТ рассчитывает запустить серийное производство СР-10 на авиационном заводе в Махачкале (Дагестан), где ранее выпускались отдельные агрегаты для беспилотников, ракет и различных самолетов. Освоение СР-10 в серии позволит и КБ развиваться дальше, и откроет новые горизонты перед этим предприятием.
Читайте также
Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Весеннее обновление: EBACE-2023

В конце мая десятки бизнес-джетов по традиции слетелись в Женеву. Причиной тому – не экономический с...

С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запомина...

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых биз...

Gulfstream Уолта Диснея наконец восстановят

Интерьер частного самолета, к которому приложил руку сам маэстро, подвергнется капитальному ремонту,...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти