Счетная палата Российской Федерации провела аудит хозяйственной деятельности Группы компаний «Аэрофлот». В отчете содержится ряд комментариев, в которых прямо говорится, что управление компании и расходование финансовых средств не являются эффективными. В частности, указывается, что затраты на рекламу довольно значительны, а коммерческий эффект от нее минимален. С другой стороны, «Аэрофлот», обладая правами на одни из самых востребованных маршрутов и лучшими временными слотами выполнения рейсов, имеет довольно завышенную систему ценообразования.
Сама Группа компаний не согласна с подобными трактовками. По мнению руководства Аэрофлота, эксперты Счетной палаты не учитывали некоторых особенностей авиационной отрасли, а ориентировались на среднестатистические методы анализа. Так, например, относительно завышенной стоимости. Цена авиационного билета зависит от многих факторов, одним из которых является амортизация парка авиатехники. У Аэрофлота сегодня один из самых современных и новых парков самолетов в Европе, и это не может не оказывать влияния на цену билета. Деньги, и при том немалые, нужно откуда-то получать, предлагая взамен качественные услуги, как с точки зрения безопасности полетов, так и комфорта пассажиров.
Что касается затрат на рекламу, то ее никак нельзя назвать неэффективной или чрезмерно дорогой. Согласно статистике, Аэрофлот тратит на рекламу не более 0,6% от размера общей прибыли. При этом, установленная Советом директоров норма составляет 1%, т.е. средства даже не расходуются полностью. Другие мировые лидеры по авиаперевозкам тратят до 3%, и это считается нормальным. А вот эффективность меряется количеством привлеченных пассажиров. По заключению Всероссийского центра изучения общественного мнения 80% иностранных авиапассажиров, прилетающих в Россию, выбирают «Аэрофлот», а не своего национального перевозчика, и делают это, благодаря рекламной компании, которую российский авиаперевозчик проводит зарубежом постоянно.
Кроме того, «Аэрофлот» сделал акцент на том, что Группа компаний имеет довольно значимую социальную нагрузку. Например, получив в управление ряд более мелких авиакомпаний от «Российских технологий», «Аэрофлот» не стал их расформировывать, хотя это было более экономически эффективно. Понимая, что данные авиакомпании обеспечивают занятость определенного количества населения в регионах, а также выполняют, пусть и не прибыльные, но социально важные региональные авиаперевозки, «Аэрофлот» взял на себя вопросы по их реорганизации. А это гораздо более сложнее и дороже, нежели просто полностью закрыть структуры, и создать на их месте новые.
Отдельно стоял вопрос о нерегулярном использовании системы тендеров при закупках тех или иных активов, в том числе, и самолетов. Но тендерная система не является идеальной при покупке самолетов. В мире не так много производителей, и, зачастую поставщик вообще является монополистом. Какой смысл организовывать тендер, если победитель и так известен. Кроме американской компании Boeing никто не сможет изготовить и поставить одноименные самолеты.
В связи со всем сказанным, «Аэрофлот» отказался частично принять выводы, сделанные Счетной палатой РФ.