После авиакатастрофы в Казани парламентарии решили проверить работу Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также проводит расследования авиакатастроф. Депутат Александр Сидякин ("Единая Россия") написал запрос на имя главы Минтранспорта Максима Соколова (есть в распоряжении "Известий"), в котором просит чиновников предоставить информацию о том, как МАК проводит независимые расследования авиационных происшествий и инцидентов. Кроме того, единоросс требует от ведомства проверить деятельность авиационного комитета на предмет беспристрастности его работы. Полученная информация, по словам Сидякина, будет использована для внесения изменений в Воздушный кодекс страны.
Как рассказал "Известиям" депутат, последние авиакатастрофы показывают, что Межгосударственный авиационный комитет, обладая широкими полномочиями, фактически никем не контролируется и выполняет неясные задачи.
- Я хочу узнать, действительно ли эта организация не подчиняется Минтрансу, ведь в ее ведении находятся выдача всех сертификатов и оценка аварий, - сказал Сидякин. - Это странно, потому что какой-то контроль над организацией с такими полномочиями со стороны профильного органа осуществляться должен.
В самом МАКе достаточно жестко встретили информацию о запросе депутата нижней палаты парламента к Министерству транспорта, касающемся работы авиационной организации.
- Если какие-то депутаты чем-то недовольны или не понимают, каким образом сочетаются права и ответственность МАКа с деятельностью Минтранса, то пусть подготовят нам запрос, и мы им ответим. Пока таких запросов к нам не поступало, - пояснили в пресс-службе.
Летчик, Герой России Андрей Ламанов, совершивший аварийную посадку на Ту-154 в сентябре 2010 года на заброшенной взлетно-посадочной полосе аэропорта Ижма, рассказал "Известиям", что МАК занимается только сбором информации на месте авиационного происшествия.
- МАК осуществляет сбор и систематизацию информации по катастрофам. Они снимают показания систем регистрации режима полетов, которые фиксируют диспетчерские данные, собирают другую информацию. Вопросы лишения лицензии рассматриваются уже на специально создаваемой правительственной комиссии, в которую входят и представители МАКа, и представители Минтранса, где вопросы авиации курирует замминистра транспорта Валерий Окулов, - пояснил летчик. - Конечно, при возросших в последнее время объемах продаж билетов стране будет полезно возрождение Министерства гражданской авиации, но это зависит во многом от возможностей бюджета.
Председатель правления Национальной ассоциации деловой авиации России Леонид Кошелев считает, что МАК проводит объективное расследование катастроф.
- МАК проводит основные мероприятия прямо на месте происшествий. Собирает сведения, занимается расшифровкой самописцев и прочими техническими мероприятиями. При этом их работа находится под постоянным наблюдением государственных структур. А утверждения, что сочетание в одной организации функций по выдаче сертификатов на самолет и расследованию аварий может привести к злоупотреблениям - безосновательны, - сказал специалист.
По словам Кошелева, если в выполнении этих функций и есть проблема - то она носит чисто формальный характер.
- После сбора информации на месте падения собирается комиссия. В ней есть представители и Минтранса, и производителя судна, и других заинтересованных в объективном расследовании сторон, - рассказал он. - Что касается Минтранса, то он выполняет свою надзорную роль и участвует в комиссии по расследованию. Но МАК как международная организация ему никак не подчиняется.
Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета "Ространснадзора", бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов заявил, что вопрос безопасности перевозок является основополагающим для отечественной авиации.
- Его не решение грозит нам расторжением договора с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), в которую входим мы и еще 192 страны. ИКАО позволяет нам осуществлять международные перелеты. Без договора нам разрешат полеты только в пределах нашей страны, что грозит экономическими потерями, ослаблением безопасности и удорожанием туристических путевок для граждан, - убежден Смирнов.
При этом, эксперт отметил, что ни Росавиация, ни Минтранс, ни другие государственные ведомства не уполномочены сейчас отвечать за безопасность полетов гражданской авиации.
- Ответственным перед ИКАО является государство, персонифицированно - президент. Надзор за безопасностью полетов и ответственность за ее нарушение он должен передать профильной госструктуре. Но ни одна из них на сегодняшний день такой ответственности не несет, - поясняет Смирнов. - Вот уже 20 лет весь функционал по расследованию таких преступлений сосредоточен на МАКе. Его представители выдают сертификаты допуска и одновременно проводят расследования. Это называется - "расследовать самих себя". Но они не имеют ни прав, ни обязанностей по применению санкций к тем, кто не выполняет требования комиссии. В итоге люди гибнут.
За последние три года в США при объемах перевозок более 800 млн пассажиров не было ни одной крупной катастрофы пассажирского лайнера, тогда как в РФ (80 млн пассажиров) аварии случаются часто.
Межгосударственный авиационный комитет, призванный искать причины такой печальной статистики, был создан в 1991 году на основе соглашения 11 стран (бывших республик СССР) о гражданской авиации и использовании воздушного пространства. Его бессменным председателем является Татьяна Анодина, чьи сын и невестка - основные акционеры "Трансаэро", а также председателем совета директоров и генеральным директором авиакомпании. Сама Анодина владеет 3% акций компании. Она не раз комментировала расследования МАКом авиакатастроф в формате гипотез и предположений. Например, сообщила о возможных посторонних лицах в кабине разбившегося самолета президента Польши Качиньского.