Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ) подготовила концепцию размещения авиаплощадок в Москве. В ближайшее время она будет направлена в мэрию. АВИ просит открыть небо над Москвой и хочет поставить на реке семь первых посадочных дебаркадеров для авиатакси и спасательных вертолетов. Между тем в Подмосковье первая плавучая парковка с ангаром на пять воздушных судов в 2013 году появится на Химкинском водохранилище.
Как рассказал «Известиям» председатель правления АВИ Михаил Казачков, речь идет о плавучих посадочных дебаркадерах на 1–2 вертолета. Эти дебаркадеры смогут при желании передвигаться с места на место.
— Такие площадки стоит использовать только для посадки машин, а хранение их организовать за пределами столицы, —пояснил он.
Казачков надеется, что запрет на полеты над Москвой снимут уже в 2013 году. Согласно концепции, в городе должны появиться и заправочные станции для авиатранспорта.
— Заправками предлагаем оборудовать МКАД, — добавил Казачков.
Источник в мэрии рассказал «Известиям», что как только концепция поступит в мэрию, она будет рассмотрена. По его словам, вопрос развития вертолетных площадок и авиатранспорта в городе, в том числе посадочных барж на реке, действительно рассматривается чиновниками. Развитие такой услуги является частью подготовки Москвы к ее превращению в Международный финансовый центр.
Использование вертолетов для нужд авиатакси, скорой медпомощи, а также забора воды при пожарах вошло в проект концепции госпрограммы города Москвы на 2012–2025 годы «Развитие городской инфраструктуры на водных объектах». Однако этот документ до сих пор не принят.
Напомним, что сейчас полеты над Москвой запрещены. Однако в конце 2012 года управляющий делами президента Владимир Кожин заявил, что вертолетные площадки могут появиться в Кремле и у Белого дома в I квартале 2013 года. Их оборудуют в соответствии с планами по созданию системы транспортных коридоров в воздушном пространстве Москвы для передвижения высших должностных лиц страны. Напомним, в октябре пресс-секретари премьер-министра и президента заявляли, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин будут стараться больше пользоваться воздушным транспортом, чтобы не создавать пробки на дорогах. Сообщалось также, что первый вице-премьер Игорь Шувалов в рамках развития Московского транспортного узла руководит работой по оптимизации запретных зон и зон ограничения полетов в столичном авиаузле.
Интерес к строительству плавучих вертолетных площадок в Москве проявляет и Национальная ассоциация судовладельцев. По словам ее президента Андрея Новгородского, стоимость каждого такого объекта составит 1–4 млн рублей, в зависимости от вместимости. При этом Новгородский выразил надежду, что возводить площадки будут при поддержке московского бюджета.
— Рассчитывать только на инвесторов в этом вопросе не стоит, ведь это очень долгоокупаемый проект, — пояснил он.
Эксперт добавил, что подобная посадочная баржа уже стоит в Санкт-Петербурге на Неве. Между тем первую плавучую вертолетную площадку намерена открыть в Московском регионе уже в 2013 году компания «Малавиа». Как рассказала ее гендиректор Анастасия Назарова, объект планирую поставить на Химкинском водохранилище. Площадка также будет рассчитана и на хранение вертолетов.
— Специальный ангар может вместить пять машин, — пояснила Назарова. — Мы уже собираем разрешительные документы для запуска проекта.
Экс-руководитель Авиационного центра Московской области Антон Филатов полагает, что запрет на полеты над столицей может быть отменен в 2013 году лишь частично.
— Над Москвой могут появиться авиакоридоры по отдельным направлениям не только для первых лиц страны, но и для коммерческих структур, — пояснил он.
По его словам, авиатакси как достаточно массовое явление в Москве может заработать лишь в 2015 году.
— Сейчас цены на полеты в области доходят иногда до 60 тыс. рублей за час, а с развитием этой услуги в столице могут снизиться до 10–15 тыс. за час полета, — пояснил он. Эксперт также добавил, что все плавучие вертолетные площадки будут двойного назначения: их при необходимости будут использовать для тушения пожаров и спасения людей.
Между тем научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин полагает, что небо над Москвой не откроют для частных вертолетов.
— Ведь полетами первых лиц будет заниматься ФСО, и есть уверенность в том, что они смогут обеспечить антитеррористическую безопасность, — пояснил он. — В случае с коммерческими компаниями такой уверенности не будет.
Между тем в Подмосковье уже работают несколько компаний, предлагающих услуги авиатакси. Стоимость одного часа полета в среднем составляет 25 тыс. рублей. В 2013 году в области также появятся 10 площадок при больницах вблизи федеральных трасс (см. схему размещения), на которые по воздуху будут доставлять пострадавших ДТП. Как уже писали «Известия», в Клину и Жуковском заработают два круглосуточных дежурных спасательных вертодрома. А воздушная эвакуация жертв аварий может быть включена в перечень услуг обязательного медицинского страхования (ОМС).