9 полезностей при планировании полетов в праздничный период
Ура — праздники! Ну, собственно, у кого как. Вот у сотрудников транспортного цеха на праздничное время приходится больше всего активной работы. Сегодня предлагаю поговорить о полезностях, связанных с планированием полетов в праздничный период, которые пригодятся как собственникам летательных аппаратов, так и чартерным пассажирам.
Был один случай. На Новый год звонит товарищ — слышно, что с бодуна, — и спрашивает: «Где я?» Путем нехитрой дедукции Шерлока Холмса (я попросил его посмотреть в окно и уточнить картинку) выяснили, что он в Москве. Но вот следующий вопрос меня поставил в тупик: «А что я здесь делаю? Я же должен быть в Куршевеле с семьей!» Спасло его то, что наши крылья были на месте.
Итак, полезность №1 — планируйте праздничные полеты заранее. Понятно, что есть ряд открытых вопросов, и тем не менее постарайтесь сообщить своему помощнику по перелетам хотя бы приблизительные маршруты и даты. Если помощник толковый, он побеспокоится о следующем.
Слоты
Что же значит это слово, вызывающее дрожь у координатора полетов? Конечно, есть и рок-группа с одноименным названием, и даже разъем у компьютера. В авиации слотом принято считать заданный промежуток времени, который предоставлен аэропортом для совершения взлета или посадки.
Как правило, «слотированными» являются аэропорты с плотным графиком движения самолетов. Слоты заранее получают авиакомпании под конкретный рейс и самолет. Изменение слота возможно при его наличии. Примером такого аэропорта является Женева. Например, слоты на 1 и 2 января, как правило, заканчиваются совсем где-то за две недели до Нового года. В этом случае можно стать на лист ожидания и попытаться поймать хоть какой-то слот. Замечу, что некоторые аэропорты хоть и работают в ночное время, но на чартерные рейсы стоит ограничение (связанное с недовольством населения из-за шума). Исключение составляют медицинские рейсы, а также так называемые литерные полеты, имеющие соответственный код принадлежности и связанные с государственными визитами. В теории в Женеву можно вылететь и мимо своего слота, но велика вероятность того, что ваш самолет попросту не примут в Женеве из-за отсутствия слота и отправят на ближайший доступный аэродром. Задержка от слота допускается не более 10–15 минут, затем слот теряет силу и надо получать новый.
Есть еще так называемые слоты организации обслуживания воздушного движения (например, «евроконтроль»), которые выдаются спонтанно и имеют привязку к пролету некоего воздушного сектора. Например, если гроза накрыла половину Италии, это приводит к незапланированному скоплению самолетов при облетах грозовых фронтов, что, в свою очередь, может привести к задержке вылета из-за слота.
Метеоминимумы
Ряд аэродромов имеет ограничения на посадку, связанные с фактическими погодным условиями. Чаще всего такие ограничения действуют в горных аэродромах, например, Куршевель, Шамбери, Гренобль и другие. Чтобы летать на такие аэродромы в плохую погоду, летчики должны проходить специальную подготовку на тренажере, а в некоторых случаях — перед самим полетом онлайн. Продумайте альтернативный аэродром при планировании полетов в сложные аэропорты. Также вопрос метеоминимумов встает при наличии тумана и других сложных с точки зрения видимости погодных условий на обычных аэродромах.
Экипаж
Однажды решили мы поехать покататься на лыжах. Самолет отправили за главным шефом, который собирался в теплые края. Только надели лыжи, звонит менеджер и говорит, что командир корабля лежит на лавочке перед аэропортом и никуда лететь не может из-за приступа радикулита. До вылета — три часа. Закончилось все хорошо — взяли другой самолет. Рекомендую всегда иметь контакты нескольких запасных пилотов «фрилансеров» и дружить с собственниками самолетов, аналогичных вашему.
Визы и документы
Не экономьте на турагентствах. Проверьте, не нужна ли вам виза, и не забывайте документы в незнакомых местах. Проверьте необходимость наличия визы для пилотов и особенно дату срока окончания действия доверенности на ребенка.
Чемоданы
Не верьте в хваленую европейскую «сесурити». Поручите стюардессе всегда считать ваши чемоданы, когда их загрузили на борт, и знайте, сколько чемоданов у вас было по приезде в аэропорт. В случае недостачи немедленно бейте тревогу.
Парковка
В пики сезонной загрузки вам могут не подтвердить парковку самолета на аэродроме следования и придется перелетать на ближайший доступный аэродром (например, Мале). Иногда он может находиться в нескольких часах лета. Но если вы заранее запросите парковку, есть хорошие шансы ее получить, сэкономив ресурс самолета и пару рублей.
Разрешения
Многие страны требуют получения разрешения на пролет и посадку заранее, а некоторые имеют жесткие требования к срокам подачи заявок на разрешения. Примером может служить Индия, которая требует подачи документов за трое суток до планируемого полета.
Номера в отелях
Забронируйте желаемый отель заранее и сэкономьте нервные клетки от напряжения со стороны вашей второй половины.
Конечно, если вы более экстремальны в своем отдыхе и направляетесь в сторону северо-восточных населенных пунктов или Чукотки, следует позаботиться о наличии керосина для заправки самолета — учтите, что его сплавляют бочками вниз по реке или везут на автотранспорте. Не забывайте смотреть прогнозы погоды в местах планируемого отдыха, чтобы не сидеть на яхте под проливным тропическим дождем.
Хотя отдых веселее с приключениями, я желаю, чтобы они были хорошими и приятными. Не забывайте делать добрые дела тем, кто в этом особенно нуждается и не сможет вас отблагодарить!
Андрей Алейников