Как работают слоты в бизнес-авиации
Одним из главных преимуществ путешествий частной авиацией является возможность в короткие сроки арендовать самолет и совершать перелеты в удобное для вас время. Однако аэропорты популярных направлений стремятся регламентировать систему взлетов и посадок бизнес-джетов, используя систему слотов или устанавливая прайм-тайм во время праздников или общественно-резонансных мероприятий, как например, Всемирный экономический форум или Суперкубок. Разумеется, авиа-брокеры, организующие перелеты, знают, как обращаться со слот-системами и как обеспечить удобный вылет-прилет вашего самолета, но в целом полезно представлять, что такое слоты и как они работают в авиационном сообщении.
Слот (оф. - процедура, требующая предварительного разрешения) - это конкретный временной интервал, предоставленный аэропортом для совершения взлета или посадки воздушного судна. Слоты составляются до назначенной даты полета, организаторы перелета должны придерживаться предварительно забронированных интервалов, иначе самолет не сможет приземлиться до тех пор, пока не появятся свободные места.
Система слотов обычно используется для контроля количества самолетов в воздухе и в зоне вылета-прилета. Обычно слоты используют в аэропортах с высоким спросом на использование взлетно-посадочной полосы, как в обычные дни, так и в сезонные пики, например, в новогодние праздники.
Многие аэропорты со слот-системой, помимо частных самолетов, обслуживают авиакомпании, причем у последних, зачастую, имеется приоритет в использовании слотов, которые они получают под конкретный рейс и самолет. Это означает, что в высокие даты частные рейсы лучше бронировать заранее или, в крайнем случае, выбирать менее загруженные аэропорты.
Яркий пример - лондонский Хитроу: аэропорт сильно перегружен в любой день, в не зависимости от дат, поэтому имеет очень мало возможностей для частной авиации. Клиентам обычно предлагают London City или London Luton с более гибким графиком и доступом. При планировании полета через слотируемый аэропорт, оператор сообщает заказчику о любых возможных ограничениях, а после бронирования рейса находит наилучшее возможное время вылета.
В каких случаях слот-система может сыграть против клиента и как этого избежать?
Зимний сезон
Когда наступает пик активности горнолыжного сезона, во многих аэропортах, расположенных рядом с популярными горнолыжными курортами, вводится система слотов, чтобы справиться с ростом пассажиропотока. Если пилот или оператор вовремя не забронируют интервал для посадки, самолеты могут кружить в воздухе в течение нескольких часов, прежде чем авиадиспетчеры смогут втиснуть их, поэтому по возможности, бронируйте перелеты заранее.
К примеру, система слотов в аэропорте известного горнолыжного курорта Аспен работает по принципу кто раньше прилетит, после коммерческих авиакомпаний. Пиковые периоды здесь - с середины декабря по начало января, середина февраля и марта. Чтобы избежать проблем с посадкой, рассматривайте соседние аэропорты с трансфером до нужного места.
Летний сезон
Летний пик активности тяжело переживают европейские острова, до которых сложно добраться, как например Ибица или Миконос, а также популярные курорты Лазурного берега, поэтому в период с июня по сентябрь аэропорты этих направлений вводят систему слотов. Задержка допускается не более 10–15 минут, затем слот теряет силу и надо получать новый. В связи с этим, чтобы не потерять слот, необходимо заранее приехать в аэропорт (минимум за 40-50 минут) или закладывать дополнительные расходы на запасной аэродром.
Резонансные мероприятия - Суперкубок, Олимпийские игры, скачки, фестивали музыки и искусств
Крупные события международного уровня, место проведения которых меняется каждый год, как например, Суперкубок, влияют на работу аэропортов принимающих городов, ведь у каждого есть свои особенности, как например, погодные или климатические условия, пропускная способность, ограничения, связанные с рельефом местности. Во время проведения Суперкубка обычно принимается около 1500 частных рейсов, что в несколько раз превышает средний показатель в большинстве аэропортов.
События, в которых участвуют более 30 000 человек, также имеют тенденцию вызывать временное слотирование перелетов, что вызывает необходимость организации и перспективного планирования.