Заказать самолет, чтобы доставить туфли. Истории пилота бизнес-джета
Бизнес-авиация — территория закрытая. Посторонним вход воспрещен, а персонал связан жесткими рамками контракта. Пилот частного самолета на условиях анонимности рассказал нам о том, как изменились клиенты и сама индустрия со времен тучных нулевых.
О пилотах
Российские клиенты, как правило, выбирают пилотов-иностранцев. Это связано с тем, что самолеты часто летают под европейским или американским флагом. Летчики в связи с этим должны иметь соответствующую лицензию. Российские или русскоговорящие пилоты очень ценятся в бизнес-авиации, однако далеко не все готовы пройти международные испытания — 16 экзаменов. Поэтому клиенту проще взять иностранного пилота с уже имеющейся лицензией.
О направлениях
Сейчас частные самолеты используют в основном для деловых перелетов. Поэтому самое распространенное направление — Европа. Если говорить об отдыхе, то зимой клиенты традиционно выбирают горнолыжные курорты вроде Куршевеля. Летом — основные морские направления: Ницца, Сардиния и другие знаменитые побережья.
Встречаются и менее очевидные маршруты — люди летают и в Африку, и в Арктику. Вспоминаются, к примеру, ВИП-перелет на Шпицберген или кругосветные путешествия, когда за две-четыре недели заказчик успевает побывать на всех континентах.
О грузах
Перевозить приходится самые разнообразные грузы, исключая запрещенные. Даже органы для трансплантации мы доставляли — из Средней Азии в Германию. Бывают и откровенно абсурдные рейсы. Однажды клиент заказал бизнес-джет, чтобы оперативно доставить женские туфли. Российская пара полетела на Фиджи отпраздновать годовщину совместной жизни. В полете супруга сняла туфли и оставила их в самолете, который улетел с острова через Тихий океан в Латинскую Америку. А позже выяснилось, что для празднования ей понадобилась именно эта обувь. В итоге был специально совершен трансокеанский перелет уже другим самолетом, чтобы вернуть женщине пару. Это, наверное, самые дорогие туфли в истории!
Об интерьерах
Фантазия и финансовые возможности клиентов позволяют превратить самолет буквально в произведение искусства — как в хорошем, так и в плохом смысле. Мне «посчастливилось» летать на самолете, салон которого был целиком покрыт натуральным золотом. Но самые изощренные в своих пожеланиях, конечно же, арабы. Для одного из шейхов на борту его личного самолета оборудована молельная комната, которая всегда поворачивается в сторону Мекки. У другого в самолете предусмотрен отсек для верблюдов.
О пассажирах
За последние пять лет клиентская база немного изменилась. Если раньше на частных самолетах летали только олигархи и их приближенные, то сейчас бизнес-авиацию часто выбирают рядовые топ-менеджеры. Люди научились считать. Как правило, речь идет об отдыхе — одна или две семьи арендуют самолет.
О нравах
Такого разгула, какой был в 2006–2008 годах, уже давно нет. Тогда летали все: и жены, и любовницы, и подруги любовниц. На борт приводили женщин из эскорт-услуг, представляя их своими менеджерами или помощниками. Заранее это, разумеется, не обговаривалось, но было и так все понятно. Надо отметить, что ничего запредельного клиенты себе не позволяли. По крайней мере, полету это не мешало.
О вечеринках
Вечеринки на борту иногда случаются. В основном они незапланированные. О том, что клиенты веселились, мы узнаем от экипажа после полета. Запланированные, конечно же, тоже бывают, и к ним мы заранее готовимся, будь то заказ специального алкоголя, питания, тортов либо украшение салона. Вспоминается почему-то дефиле моделей, которое стало гвоздем вечеринки, устроенной на борту самолета для членов жюри одного из конкурсов красоты.
О границах дозволенного
Вообще нужно понимать, что хозяин частного самолета имеет право если не на все, то на очень многое. Впрочем, это «многое» всегда оговаривается заранее. У нас был один клиент, который переодевался при стюардессе. Конечно, это было завуалировано как просьба о помощи, но разделся он догола. После возвращения из рейса девушка тут же уволилась, так как при приеме на работу о таких услугах речь не шла.
О просьбах «порулить»
Конечно просят, но кто ж позволит! Максимум можно посидеть на подсадном кресле в кабине пилота. Вообще это место проверяющего, и в обычном самолете там никто не имеет права находиться. Но на частном борту это допускается.
Григорий Иоффе, управляющий партнер компании «Перемена-Авиа»:
«Стоимость перелета зависит от суммы факторов: размера самолета, дальности перелета, аэропорта и от количества дней простоя. К примеру, диапазон цен за перелет в Ниццу с одной ночевкой будет колебаться от 35 тысяч евро (за 6–8-местный Citation XLS) до 60 тысяч евро (за 12–13 мест Global 5000). И это в "несезон". Каждый дополнительный день стоянки обойдется владельцу еще в 3 тысячи евро.
Суммарная цена за двухнедельное кругосветное путешествие варьирует от 300 до 600 тысяч евро».
О менталитете
Российские клиенты более требовательные к качеству услуг. Наши люди привыкли, что бизнес-перелет — это роскошь и, соответственно, все должно быть на максимально высоком уровне: начиная от выражений лиц экипажа и заканчивая качеством посуды. Европейцы в основном пользуются бизнес-авиацией в логистических целях, зачастую не просят питание, и даже наличие стюардессы для них не так важно.
О знаменитостях
Месяц довелось возить Бритни Спирс в рамках ее концертного тура. Очень непростая персона. Зато трагически погибший в автокатастрофе Пол Уокер, звезда «Форсажа», напротив, запомнился как вежливый и внимательный пассажир.
НАДЕЖДА СУПРУН, style.rbc.ru