Вертолеты российского производства эксплуатируются во многих странах мира, и их дальнейшее успешное продвижение на рынке невозможно без создания эффективной системы послепродажной поддержки. Для этих целей в рамках холдинга "Вертолеты России" создана Вертолетная сервисная компания (ВСК), объединившая ряд ремонтных заводов и сервисных организаций. О первых шагах по реформированию системы сервисного обслуживания отечественной вертолетной техники рассказывает глава компании Артур Штанков.
АТО: Артур Леонидович, основная задача, поставленная перед ВСК, — послепродажная поддержка эксплуатируемого парка вертолетов российского производства. О каком парке вертолетов идет речь, сколько ориентировочно стоит ремонт и обслуживание этого парка?
- Будучи центром компетенции по послепродажному обслуживанию (ППО) вертолетов российского производства, ВСК занимается созданием глобальной системы сервиса по всему миру. Перед нами стоит уникальная задача: не каждый современный российский бизнес вынужден выстраивать эффективно работающую систему по поддержке своих продуктов непосредственно на рынке заказчика — в Азии, Африке, Центральной и Южной Америке, в других регионах.
Российские вертолеты летают в небе ста с лишним стран мира, на всех континентах. Общая численность парка составляет около 8 тыс. единиц, причем это не только новая техника, которую сегодня поставляют "Вертолеты России", но и машины еще советского производства. Мы обязаны эффективно поддерживать вертолеты либо через авторизованные сервисные центры, либо создавая совместные предприятия с региональными партнерами. Сегодня рынок услуг ППО, включая поставки запасных частей, техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), капитальный ремонт, модернизацию вертолетной техники, обучение авиационного персонала, можно консервативно оценить в 2,5–3,0 млрд долл. в год, причем этот показатель, по нашим прогнозам, в ближайшие годы может вырасти. При этом доля предприятий холдинга на этом рынке составляет порядка 5,5–6,0%. Сейчас ВСК развивает ряд программ, нацеленных на увеличение доли сервиса в общей структуре прибыли вертолетостроительного холдинга. В планах компании к 2015 г. нарастить этот показатель до 15–20%. Мы определили пути расширения своего присутствия и уверены в реализации этих программ.
АТО: Чем вызвана необходимость изменения системы послепродажного обслуживания вертолетов отечественного производства? В чем прежняя система проигрывала программам послепродажной поддержки зарубежных вертолетостроителей?
А. Ш.: Как я уже сказал, мы стремимся увеличить долю прибыли холдинга, получаемую от продажи сервисных услуг. Но важно подчеркнуть, что мы адекватно оцениваем текущие потребности компаний-операторов и не стремимся сделать послепродажное обслуживание сверхдоходным бизнесом. Наш приоритет в повышении конкурентоспособности российской вертолетной техники — и в первую очередь за счет создания современной системы послепродажного обслуживания.
Мы уже объявляли ранее, что холдинг "Вертолеты России" переходит от
продажи вертолетов как единиц техники к продаже так называемого жизненного цикла: мы поддерживаем вертолеты от момента передачи заказчику до утилизации. На современном вертолетном рынке именно стоимость жизненного цикла является одним из важных экономических критериев оценки конкурентоспособности продукта. Не секрет, что существовавшие ранее традиции продаж российских вертолетов страдали отсутствием комплексного подхода: вертолет и его ППО продавались отдельно. Сегодня мы идем навстречу нашим заказчикам, предлагая абонентскую форму обслуживания с оплатой за летный час или за уровень готовности парка вертолетов. Всю заботу о поддержании летной годности вертолетной техники берет на себя ее поставщик.
АТО: На каком этапе находится создание вашей интегрированной системы послепродажного обслуживания вертолетов?
А. Ш.: Сегодня специалисты Вертолетной сервисной компании развивают сразу несколько направлений: материально-техническое обеспечение (МТО), техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), современные средства технического обслуживания, обучение авиационного персонала, информационная инфраструктура. Решаются организационные вопросы (регламентация взаимоотношений между партнерами, оптимизация бизнес-процессов), финансово-экономические (формирование портфеля услуг, инвест-проектирование), нормативно-правовые (разработка корпоративных стандартов, методическое обеспечение).
Состояние работ по каждому из направлений работы оценивается нами по-разному. Из положительных примеров можно выделить сертификацию ВСК как организации по ТОиР, создание на базе ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" центра компетенции по разработке современных средств технического обслуживания, централизацию поставок авиационно-технического имущества производства предприятий холдинга через ВСК, внедрение в промышленную эксплуатацию комплексной информационной системы ВСК, предназначенной для информационной поддержки вертолетных операторов. Большое значение мы придаем развитию интегрированной логистической поддержки в рамках актуальных вертолетных программ "Вертолетов России", координация которых возложена на ВСК. Важно, что мы системно подошли к анализу проблем и направлений развития. Вся система пока не выглядит идеально, и нам есть над чем работать, однако мы понимаем, как решать возникающие проблемы.
АТО: Что новая система даст эксплуатантам вертолетной техники российского производства? Не станет ли ВСК, создав интегрированную систему послепродажного обслуживания, монополистом на этом рынке, что приведет к удорожанию стоимости ремонта и запчастей для российских вертолетов?
А. Ш.: Развитие глобальной системы ППО российских вертолетов даст компаниям-операторам надежного официального партнера в лице ВСК и гарантии безопасности эксплуатации. Нелишне напомнить, что наследием СССР стал "серый" рынок сервисных услуг, где используются запасные части с сомнительным прошлым. От этого напрямую зависят безопасность эксплуатации и репутация вертолетов российского производства. Мы неоднократно декларировали, что холдинг "Вертолеты России" и ВСК будут менять эту ситуацию. Мы ведем работу с участниками данного рынка, проверяя их деятельность и авторизуя сервисные предприятия.
В этом контексте активная монополизация сервиса со стороны ОАО "ВСК" могла бы быть хорошим способом достижения поставленных задач, но, как я уже говорил, наша первостепенная цель — повышение конкурентоспособности российских вертолетов, в том числе за счет снижения стоимости жизненного цикла.
Во-вторых, в рамках продаж жизненного цикла мы предлагаем заказчикам современные формы абонентского обслуживания, а в этом случае расходы на ППО — это наши издержки, и наша задача их сокращать. В-третьих, создавая глобальную сеть услуг ППО, мы делаем ставку на развитие партнерских отношений с существующими игроками рынка. Мы готовы поддерживать их бизнес при условии прохождения через процедуру авторизации.
Что касается прозрачности нашей ценовой политики, то новая система даст эксплуатантам четкое и однозначное понимание того, где, у кого и за сколько они могут получить помощь в поддержании летной годности своего вертолетного парка. Передавая нашей компании на аутсорсинг работы по поддержанию летной годности своего парка и устанавливая долгосрочные отношения, компании-операторы получат уверенность в своевременной поставке запасных частей, качественном выполнении работ по ТОиР, высокопрофессиональной технической поддержке. Индивидуальный подход к нашим заказчикам, в том числе через формирование портфелей услуг по ППО, стал для нас одним из главных приоритетов.
АТО: В мае ВСК подписала партнерское соглашение о сотрудничестве по послепродажному, сервисному и логистическому обслуживанию вертолетов российского производства с компанией "ПАНХ". Какие критерии вы предъявляете к потенциальным партнерам по послепродажной поддержке? Как разграничиваются зоны ответственности по послепродажной поддержке между ВСК и ее партнерами?
А. Ш.: По условиям партнерского договора наши партнеры приобретают статус авторизованного регионального сервисного центра, и критерии здесь достаточно просты. Мы исходим из того, что компания-претендент должна обладать обязательным набором разрешительных документов (сертификатов, лицензий) от местной авиационной администрации в области поддержания летной годности. Дополнительно мы настаиваем на том, что на современном рынке авиационных сервисных услуг наш партнер должен взять на себя обязательства по качественному оказанию согласованного перечня услуг ППО на одобренной территории, информационному обмену по вопросам летной годности обслуживаемого парка вертолетов российского производства, поддержке в продвижении продукции. ВСК, в свою очередь, обязуется поставлять партнерам авиационно-техническое имущество на условиях индивидуальных ценовых скидок, оказывать информационную поддержку по вопросам поддержания летной годности.
Целями заключения партнерского договора как раз и являются формирование разветвленной сети услуг ППО, четкое разграничение зон ответственности ВСК и партнерских организаций по территориям и видам услуг.
АТО: Когда планируется подписание новых партнерских соглашений?
А. Ш.: Безусловно, партнерский договор с российской компанией "ПАНХ" — наш совместный пилотный проект. Но мы ведем постоянную работу с потенциальными партнерами по всему миру, прежде всего, на традиционных для российского вертолетостроения рынках Азии, Африки, стран Латинской Америки. Мы также рассчитываем на подписание партнерских договоров с российскими компаниями.