Российские офшоры: законодательная инициатива | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Российские офшоры: законодательная инициатива

В середине 2018 года в Российской Федерации был принят пакет законов, посвященных созданию специальных административных районов (САР). Оба таких района были учреждены на островах, причем в противоположных концах страны: на острове Октябрьский в Калининградской области и острове Русский в Приморском крае. В СМИ острова быстро стали именоваться «российскими офшорами».

Тем не менее правовой режим САР оказался весьма далек от того, что обычно понимается под офшором, а именно льготной юрисдикции. По существу, была решена локальная задача предоставления «убежища» предпринимателям, попавшим под зарубежные санкции, однако экономических стимулов для работы в САР для иных предпринимателей создано не было. В частности, резидентам САР не сделали существенных исключений в налоговой базе, не зафиксировали пониженную ставку налога на дивиденды, выплачиваемого иностранным лицам (кроме публичных компаний), не предусмотрели упрощенного режима отчетности или иных значимых преимуществ. (хотя в июле 2020 года появился инсайд о том, что к сентябрю власти планируют подготовить законопроект о закреплении для всех резидентов САР ставки 5% на выплачиваемые за рубеж дивиденды).

С юридической точки зрения законодательство о специальных административных районах построено по образцу учрежденных ранее особых экономических зон (ОЭЗ). При этом, если ОЭЗ были отчетливо ориентированы на российского бизнеса, то САР были созданы как в целях защиты зарубежных активов российских компаний от санкционного давления путем их репатриации из иностранных юрисдикций, так и в целях привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику. Более того, инвестиции в размере не менее 50 млн рублей являются обязательными для международной компании (пп. 3 п. 3 ст. 2 Закона «О международных компаниях и международных фондах»). Впрочем, формы инвестиций могут быть самыми различными, включая СПИК, концессионные соглашения, соглашение о ГЧП и другие.

В результате возможностью смены юрисдикции на российскую (закон называет это редомициляцией) воспользовалось всего лишь несколько десятков юридических лиц. По широко распространившейся информации, это якобы компании, входящие в структуры некоторых крупных российских компаний, попавших под санкции. Впрочем, официально эти сведения опровергаются.

Еще одна попытка «влить жизнь» в о. Октябрьский и о. Русский активно воплощается прямо сейчас и имеет целью создать условия для регистрации компаний, владеющих самолетами и морскими судами. Спрос на услуги «российских офшоров» создают межправительственные комиссии Совета Европы и российские власти, активно угрожающие включить некоторые офшоры в черные списки.

Так, в декабре 2019 года главой МИД РФ Сергеем Лавровым был поднят вопрос о расторжении договора о регистрации самолетов на Бермудах. Потенциально это привело бы к необходимости перерегистрации около 700 самолетов, используемых в России. Однако это решение пока не принято. Возможно, как раз по причине отсутствия уверенности в том, что самолеты будут зарегистрированы именно в России. В этих условиях мы наблюдаем беспрецедентную в России попытку создать конкурентные правовые условия для международных компаний на «конкретно взятых островах».

Прежде всего были учреждены специальные реестры для воздушных и морских судов для участников САР: Российский открытый реестр судов (РОРС) и Государственный реестр гражданских воздушных судов (ГРГВС). В новом судовом реестре могут быть зарегистрированы морские, речные суда, а также спортивные, парусные, прогулочные и маломерные суда. Оба реестра предусматривают определенные бонусы в части как упрощенного порядка администрирования, так и налоговых бонусов.

Для таких таких участников САР создаются условия, типичные для классических офшоров. В частности, ограничивается доступ к информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, от всех любопытных частных лиц (ст. 6 Закона N 290-ФЗ). Кроме того, постоянно пополняется список налоговых преимуществ. С начала 2020 года действуют следующие новшества:

— от НДС освобожден ввоз судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов (пп. 12 ст. 150 НК РФ), при этом аналогичная льгота уже действует для воздушных судов, имеющих свидетельство о включении в ГРГВС (пп. 20 ст. 150 НК РФ) или иностранные государственные реестры воздушных судов (пп. 21 ст. 150 НК РФ), причем последнее освобождение будет отменено с 01.01.2020 года;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев от реализации или определенных видов эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пп. 33, 33. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— как воздушные, так и морские суда, зарегистрированные соответственно в Государственном реестре гражданских воздушных судов и Российском открытом реестре судов участниками САР, освобождены от транспортного налога и налога на имущество (пп. 11–12 п. 2 ст. 358, пп. 9–10 п. 4 ст. 374 НК РФ);

— участники САР, суда которых зарегистрированы в Российском открытом реестре судов, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выплатах и вознаграждениях членам экипажей (пп. 16 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Фактически после регистрации транспортного средства в новом реестре владелец должен будет уплачивать ежегодный единый налог, а не ряд различных налогов и отчислений.

Для привлечения участников САР даже пришлось изменить извечное правило о том, что весь командный состав судна должен состоять из граждан РФ. В новом судовом реестре это правило распространяется только на капитана и старпома, что должно существенно облегчить наем судовых команд.

Особые усилия были предприняты, чтобы разрешить множество проблем, возникающих при соотнесении принятых в международном праве корпоративных форм владения и управления с привычными в России ООО и АО. Так, законом предусматривается трансформация корпоративных прав на основе иностранных акций в российские корпоративные права и акции. Множество потенциальных противоречий между российскими и иностранными правилами предполагает значительные вызовы для российской судебной практики в будущем.

Это весьма актуально, поскольку в отношении иностранных компаний — резидентов САР применяется именно российское национальное право, но действует ряд недоступных для российских компаний функций: ведение отчетности по международным стандартам и освобождение от валютного контроля (участники САР не являются резидентами РФ).

Все изложенное означает своеобразный двойственный правовой статус компании, когда по некоторым вопросам она подчиняется российскому праву, а по другим – иностранному. Причем этот статус не является постоянным, примером чего служит возможность перерегистрации компании – участника САР в иностранном государстве с согласия Правительства РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 290-ФЗ) или переход полностью в российскую юрисдикцию.

Подобная гибкость российского законодателя вызывает у участников рынка нескрываемый интерес. Для многих регистрация в САР ради самой регистрации представляется излишеством. Именно об этом сейчас говорят крупнейшие компании. Однако постоянная угроза со стороны России по разрыву отношений с традиционными островными офшорами заставляет искать варианты, среди которых рассматриваются и российские острова.

Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти