Ровно 70 лет назад, 30 января 1943 года состоялась один из самых громких боевых вылетов британской авиации против нацисткой Германии. В этот день группа скоростных бомбардировщиков королевских ВВС «Москито» (Mosquito) нанесла бомбовый удар по берлинскому стадиону «Спортпаласт», где с торжественным докладом об успехах немецкой Германии и в четь 10-летия прихода партии национал-социалистов к власти должен был выступать сам министр пропаганды.
Выступление Геббельса было отложено на целый час и наглядно показало, что небольшие и быстрые английские бомбардировщики оказались не по зубам лучшим из ассов люфтваффе.
Кого боялся Геббельс
Министр пропаганды и один из вождей Третьего Рейса Геббельс до последних дней войны вёл дневник. После его самоубийства и взятия Берлина этот документ попал в руки союзников и был многократно опубликован. Британский бомбардировщик «Москито» (комар) упоминается там много раз. Из дневников рейхсминистра видно, какое тягостное впечатления на руководство нацисткой Гемании производили эти точечные, но очень болезненный укусы. Дело в том, что, несмотря на очень скромную бомбовую нагрузку, «Москито» (Mosquito) могли прицельно бомбить любую цель рейха в любое время оставаясь практически неуязвимыми для немецкой системы ПВО. Более того, в большинстве случаев атака «Москито» не сопровождались предварительным оповещением населения, что производило на немцев чрезвычайно гнетущее психологическое действие. Небольшую бомбу, сброшенную с «Москито», можно было получить в любой точке рейха и в любой момент без превентивных завываний сирен и призывов пройти в бомбоубежище. Достаточно сказать, что первой версией случившегося после неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года стало предположение, что фюрер пострадал от бомбы, сброшенной с лёгкого британского бомбардировщика. От бомб «Москито» в рейхе был не застрахован никто, включая самых первых лиц.
Другой высокопоставленный нацист, заместитель Геринга Минх как-то в частной беседе признался, что больше всего боится, что Англия в своей воздушной войне сделает ставку именно на массовое применение «Москито». Минх был одним из ведущих специалистов Германии по авиационной промышленности и знал, что «Москито» оснащались двигателями с компрессорами наддува, спроектированными для работы на больших высотах. Соответственно, эти британские бомбардировщики имели потолок до 11 000 метров. Их крейсерская скорость на этой высоте составляла 640—675 км/ч. Такие высотно-скоростные характеристики делали их практически недосягаемым для атак даже лучшего из находящихся в то время на вооружении у нацистов перехватчика Messerschmitt Bf.109G-6, а также наземной зенитной артиллерии. Проще говоря, у немцев не было эффективных средств бороться с «Москито».
Фанерный «Стеллс»
Как бы это не звучало странно, но основным материалом для производства этой чудо-машины было дерево. В конструкции самолёта была применена толстая трехслойная фанерная обшивка, укрепленная внутри вставками из ели. Широкое использование древесины позволило достичь достаточно большой прочности при достаточно малом весе конструкции. У деревянного корпуса было ещё одно немалое для бомбардировщика преимущество - немецкие радары были не в состоянии своевременно засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолета только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.
Изготавливались детали чудо-машины на небольших мебельных фабриках как в Англии, так и в Австралии с Канадой. Запасы древесины в канадских лесах для производства данной модели самолёта проблем с сырьём не сулили. Британские пилоты, имея в виду материал, из которого были изготовлены боевые машины, ласково называли их «мечта термита».
«Неправильный» бомбардировщик
Без сомнения «Москито» - одна из самых эффективных и красивых крылатых машин Второй мировой войны. Однако судьба этого лёгкого бомбардировщика была отнюдь не лёгкой. Довольно долгое время проект «Москито» мало интересовал британских военных и оставался лишь частной разработкой фирмы De Havilland Co. Дело в том, что изготовленный из дерева и почт не имевший собственного защитного вооружения, «Москито» опровергал все существующие расчёты стратегов из штаба Британских королевских воздушных сил, для которых ключевым фактором являлась бомбовая нагрузка и оборонительное вооружение. «Москито» не могли похвастаться ни тем , ни другим. Однако, несмотря на отсутствие такого оборонительного вооружения, потери среди них были одними из самых низких из всех самолётов Второй мировой войны — 16 на 1000 вылетов. Объясняется это очень высокими лётно-техническими характеристиками: скорость и высота полёта делали их малоуязвимыми для германских истребителей и огня зенитной артиллерии.
Если же сравнивать «Москито» (Mosquito) с другими машинами по сумме их характеристик, а главное - по эффективности боевого применения, то преимущество «комаров» становилось очевидным. Так, например, если сравнивать «Москито» в другим популярным британским бомбардировщиком, того времени, четырехмоторным «Ланкастером» (Avro 683), то достоинства первого становились видны сразу.
«Москито» при бомбардировке района Берлина брал на борт только 50% бомбового веса, по сравнению с «Ланкастером», но его потери в боевых вылетах были в 10 (!) раз меньше. Стоимость производства одного «Москито», была в три раза стоимости Ланкастера, а управлялся «Москито» двумя пилотами («Ланкастер» требовал экипажа из семи человек). И самое главное – «Москито» показывал значительно лучшие показатели точности при дневном бомбометании, и, таким образом, его половинная бомбовая нагрузка причиняла врагу значительно белее тяжёлый урон.
Новая жизнь «Москито»
«Москито», за свою красоту, а также простоту в ремонте и обслуживании продолжают оставаться одной из самых любимых состоятельными коллекционерами крылатых машин времён Второй мировой войны. Так в сентябре 2012 года «Москито» модификации FB.26 был отреставрирован фирмой Avspecs Ltd для его владельца Джерри Ягена (Jerry Yagen). К восторгу многочисленных зрителей машина совершила шесть демонстрационных полётов на одном из новозеландских аэрошоу.
Совсем недавно там же, в Новой Зеландии 18 января нынешнего 2013 года в рамках аэрошоу «Крылья над Вайрарапой» (Wings Over Wairarapa) «Москито» появился в сопровождении двух Спидфайеров.
Наиболее полная коллекция модификаций «Москито», насчитывающая три полностью восстановленных машины, в настоящее время находится в Центре авиационного наследия в Хавиланде (Havilland Aircraft Heritage Centre) в Англии.