Эстафета чудес: как цифровые технологии помогают благотворительным фондам
«Если хотите меня поздравить, не дарите ничего, а просто поддержите работу фонда…», — постами и сторис с такими посланиями сегодня мало кого удивишь. Если раньше переполненная индустрия подарков предлагала купить тому, у кого всё есть, любую безделушку, хоть лист белой бумаги, как символ нового начала, то сегодня — правило хорошего тона, собирать в свой день рождения деньги на хорошее дело.
Благодаря цифровым технологиям такие подарки «не себе» можно просить не только по случаю дней рождения. Десятки людей бегут между городами, прыгают с парашютом, устраивают челленджи и передают друг другу эстафету, чтобы привлечь внимание к проблемам, которые считают важными. Онлайн платформа благотворительного фонда «Жизнь как чудо», который оказывает помощь детям и развивает системные проекты ранней диагностики заболевания печени, так и называется: «Эстафета чудес» (www.estafeta.ru). Здесь в пару кликов можно рассказать о своей задумке — мероприятии, встрече, мастер классе или лекции — которая позволит собрать деньги в помощь подопечным фонда.
«Если ты сейчас читаешь это сообщение, то скорее всего знаешь, что 20 февраля у меня день рождения! У нас уже сложилась добрая традиция — в этот день помогать детям с заболеваниями печени, подопечным фонда «Жизнь как чудо». Я буду очень рада если вместе мы подарим малышам возможность победить болезнь и стать здоровее», — пишет Юлианна Винер, основательница сети салонов красоты SUN&CITY и попечитель фонда «Жизнь как чудо». Последние три года она просит друзей, знакомых, подписчиков и всех, кто окажется на её странице, поддержать работу фонда. Одно из заявленных событий Юлианна назвала «День рождения со смыслом», и смысл этот не только в поддержке благотворительного проекта. Своим примером бизнес-леди подтверждает несколько важных тезисов. Первый — о том, что имидж успешных людей строится не только из их капитала, но и из социальной ответственности. Второй — что говорить о благотворительности публично не только не стыдно, но и полезно: на платформе «Эстафета чудес» рассказы о сборах превращаются в реальные пожертвования, а цифровой контент — в помощь конкретным детям. Наконец, в-третьих — о том, что личный пример по-прежнему остается главным способом привлечь внимание к благотворительным проектам и социальным проблемам.
«Когда я стала заниматься благотворительностью, многие мои близкие сказали: “Окей, поиграешься, и хватит”. На самом деле благотворительность не очень сильно всех трогает. Это иллюзия. Разово собрать людей на благотворительный аукцион достаточно легко, потому что для них это новинка, они готовы вовлечься. Но во второй раз… Они уже были на этом «развлечении», зачем им это нужно? Государство всем помочь не может. И наши люди просто не вполне приучены, что вне зависимости от государства ты сам должен быть в это вовлечен. И ты также можешь оказаться в сложной ситуации, и государство тебе, к сожалению, во всем помочь не сможет. Вторая важная вещь, о которой я все время говорю, — не бывает маленькой помощи. Даже сто рублей могут спасти человека. А если у тебя нет и ста рублей — ты можешь быть волонтером и помогать своими усилиями», — рассказывает Юлианна.
Пролистывая страницы разнообразных сборов «Эстафеты чудес» обращаешь внимание на размер пожертвований: 1500 рублей, 3000 рублей, 500 рублей. Много ли это? Много. За три года существования платформы на ней зарегистрировали более 700 мероприятий. К лету 2023 года эти события принесли фонду «Жизнь как чудо» 67 000 000 рублей — пятую часть бюджета организации. 4 400 000 рублей из суммы общего сбора принесли события, организованные Юлианной.
Цифровые технологии помогают быть человечнее, а шаги в помощь тем, кому она нужна, делают простыми и доступными. Эстафета чудес- платформа волонтерского фандрайзинга, самого действенного способа сбора средств в мировой практике. Отличие волонтерского фандрайзинга от краудфандинга заключается в том, что средства собирает не само НКО, а друзья и сторонники НКО сначала для себя, а потому уже для фонда. В целом оба варианта являются рабочими и иногда сложно дать оценку, что лучше, ведь краудфандинговая платформа также дает все инструменты, чтобы фонды могли быстро и доступно рассказать о проблемах, решением которых занимаются, а люди, желающие помочь, могли сделать это в один клик. Кроме того, онлайн площадки позволяют отслеживать переводы, составлять точные отчеты, анализировать статистику пожертвований и проверять гипотезы о том, какие кампании привлекают больше внимания. Диджитал процессы удивительным образом сокращают дистанцию между незнакомыми людьми, позволяют общаться с селебрити и лидерами мнений, получать быстрые ответы на вопросы и представление о том, где найти помощь, если она понадобится.