Политика избавления от непрофильных активов, которую в последнее время декларирует руководство энергетического комплекса РТ, привела ОАО «Генерирующая компания» к решению выставить на продажу некоторые свои «дорогие игрушки». Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», недавно генкомпания продала легкий и сравнительно простенький вертолет Robinson, а теперь пришла очередь, как его называют, «воздушного лимузина» Bell-430 стоимостью 157,8 млн. рублей.
«ИДЕАЛЬНО ПОДХОДИТ ДЛЯ ЭКСКЛЮЗИВНОГО ТРАНСФЕРА»
«Вертолет для производственной деятельности Генерирующей компании не нужен, в нем необходимости нет», - сообщил газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам компании Айрат Сабирзянов. Он отметил, что на балансе компании было два вертолета, один, Robinson, был продан еще прошлым летом. «Теперь второй пытаемся с пользой для себя реализовать, - рассказал Сабирзянов. - Отчуждение всего непрофильного проводится в рамках программы повышения эффективности компании. Ведь это очень недешевое хозяйство». Воистину. Ведь казанский Bell-430 – вертолет представительского класса. Как сообщают рекламные буклеты, эта машина «идеально подходит для эксклюзивного трансфера, неслучайно даже американский президент использует эту модель для полетов внутри страны».
Серийный выпуск Bell 430 начался в 1996-м и закончился в 2007 году на 123-й машине. В стандартной компоновке он вмещает одного пилота и 10 пассажиров. Модификация Law Enforcement предназначена для проведения силовых спецопераций. Медицинский Bell 430 - это суперсовременный реанимобиль. Но нас интересует корпоративная модификация. Она предназначена для перевозки 5 - 6 человек. Кожаные кресла, ковер, бар, улучшенная шумоизоляция, климат-контроль, видеосистема... Это надежная машина, относящаяся к категории «А», то есть способная продолжать полноценный полет и совершить посадку на одном двигателе, а значит, ей разрешено летать над городами.
Кстати, выход вертолета на рынок отпраздновали оригинально - мировым рекордом. В 1996 году пилоты Bell Рон Бауэр и Джон Вильямс совершили на вертолете кругосветный перелет за 17 дней, 6 часов, 14 минут и 25 секунд (достижение было побито только в 2008-м на AgustaWestland 109 Grand - 11 дней, 7 часов и 2 минуты). В отличие от подавляющего большинства других вертолетов, на Bell 430 можно выполнять такие «самолетные» фигуры высшего пилотажа, как «мертвая петля» и «бочка».
УВИДЕЛ И «ЗАПАЛ»
В России всего три Bell 430, из них в VIP-компоновке – два. Первую, стандартную, машину приобрела в феврале 2006 года компания «Лукойл», сегодня ее эксплуатирует «Лукойл-Авиа». Вторую пригнали для IT-корпорации CBOSS (Москва) – она в составе CBOSS-Avia. Борт Генерирующей компании находится под крылом ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП), которое его обслуживает и эксплуатирует. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил сказать несколько слов о вертолете генерального директора КАП Магомеда Закаржаева.
- Магомед Бахулаевич, как оцените машину?
- Очень красивый и надежный вертолет. Расход топлива нормальный для двухдвигательной машины. Без проблем работает на керосине российского производства и вполне приспособлен к нашему климату. Технически прекрасно оснащенный, летает днем и ночью. Вместительный и удобный салон. На Западе Bell 430 распространен именно как виповский вертолет, его часто использовали для перевозки высокопоставленных государственных чиновников. Я летал на нем пассажиром - очень тихий вертолет, шума двигателей в салоне почти не слышно, можно разговаривать спокойно.
- Насколько востребованы такие вертолеты в России и как быстро может найтись покупатель?
- Такая техника может и влет уйти, а можно и годами продавать – все зависит о цены. Новый Bell 430 в России стоил примерно 7 - 8 миллионов долларов. Но новый был только один – для CBOSS… Востребованы ли такие машины в России? Это штучный товар, а потому прогнозировать спрос сложно. С такими аппаратами, как правило, бывает так: увидел человек и все – «запал»… А вообще, выбор VIP-вертолетов есть – в России не такой большой, как на Западе, но можно и оттуда пригнать… Для КАП, конечно, важно, чтобы этот Bell побыстрее продали - нам нужно летать на нем: у нас – свидетельство эксплуатанта, подготовленные летчики и инженеры. Сейчас вертолет передан нам на хранение и обслуживание и стоит в ангаре на аэродроме «Куркачи». Надеемся продолжить летную работу с этой машиной.
- Этот борт 1998 года выпуска, не староват ли?
- У таких вертолетов нет календарного срока службы, он не ограничен, машина летает по состоянию. Все зависит от того, кем эксплуатировался вертолет, где, как хранился, как обслуживался. А налет у конкретно этой машины небольшой – примерно полторы тысячи часов. Она пришла к нам из Исландии, где ей владел какой-то богач.
- Если сравнивать с автомобилями, то какую аналогию можно провести?
- Можно сравнить с «Майбахом», то есть с самой крутой машиной. Салон богаче, чем у виповского Bell 430, может быть, только у S-92 «Сикорского» - внутри это уже настоящий «Боинг», я видел его на выставке в Техасе, салон сделан просто фантастически. Но этот вертолет и тяжелее в два раза.
АССЕНИЗАТОР США
По данным, которые предоставили газете «БИЗНЕС Online» в Генерирующей компании, Bell 430 приобретен в июне 2011 года с налетом в 1411 часов, здесь налетал 161 час. Просят за машину 157 млн. 876 тыс. рублей.
И еще один любопытный момент – к вопросу о качестве бизнесменов, владевших интересующим нас Bell 430. Авиационные справочники выдают интересный результат. До Исландии на этой машине летал американский миллиардер Уэйн Хузенга.
Как пишет europe-finance.ru, Хузенга - бизнесмен, которому удалось взрастить три успешных компании - Waste Management, Blockbuster Entertainment и AutoNation - почти на пустом месте. Кроме того, он владелец футбольного клуба Miami Dolphins, а в прошлом руководитель бейсбольной команды Florida Marlins и хоккейной команды Panthers hockey team. Участие в жизни этих команд сделало Уэйна единственным в своем роде владельцем клубов, которые в свое время оказались победителями национальных чемпионатов.
Bell 430 в Форт Лодердейле, Флорида. Тогда им еще владел Уэйн Хузенга
Этого миллиардера еще называют «ассенизатором США». Начав свой бизнес с одного грузовика-мусоровоза, который сам и водил, он в итоге создал самую большую американскую компанию по вывозу отходов. Этот бизнес процветает и сегодня.
НОВАЯ ПОЛИТИКА
Отметим, что продажа вертолетов, по-видимому, – лишь часть новой политики руководства Генерирующей компании по избавлению от непрофильных активов. Напомним, что с приходом нового генерального директора - Раузила Хазиева - ГК начала осваивать режим экономии. Для начала из штата управления вывели многих сотрудников, которые не были специалистами в области экономики и производства. Далее сократили служебный автопарк менеджеров головного офиса. Поговаривают, что служебное авто осталось лишь у топ-менеджмента компании, остальные, включая руководителей служб, управлений, не говоря уже о начальниках отделов, теперь ездят на личном транспорте.
Как сообщил в одном из интервью газете «БИЗНЕС Online» Хазиев, компании еще предстоит пережить ряд внутренних потрясений, например, по сокращению управленческого персонала.
И напоследок отметим некоторую склонность (былую и нынешнюю) флагманов бизнеса РТ к винтокрылым бортам для очень важных персон. Только недавно газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что ОАО «ТАИФ» приобретает виповский вертолет AgustaWestland AW139 – на таком же передвигаются российские президент и премьер. Есть и еще ряд примеров. На этом фоне вертолетная «распродажа» от ГК смотрится даже несколько экстравагантно.
Справка
Bell 430. Производитель - Bell Helicopter Textron Inc. (США). Серийная сборка велась в Канаде (в США производятся только военные Bell). Габаритные размеры: длина - 15,3 м, высота - 3,7 м, ширина - 3,5 м, число мест - 1 - 2 пилота + 6 - 9 пассажиров. Силовая установка - 2 газотурбинных Rolls-Royce 250-С40B по 783 л.с. Основные характеристики: макс. крейсерская скорость - 258 км/ч, макс. дальность полета - 530 км, максимальная взлетная масса - 4218 кг, полезная нагрузка - 1785 кг.
Любопытно, что своего рода бизнес-трамплином для фирмы Bell стал СССР, который во время Великой Отечественной войны получал по ленд-лизу истребители Bell P-39 Airacobra. Из 9,5 тыс. этих машин 5 тыс. получили ВВС Красной Армии. Airacobra стал самым массовым иностранным истребителем советских ВВС, и, выражаясь сегодняшней терминологией, лицом фирмы в СССР был ас Александр Покрышкин, с апреля 1943 года летавший на этом самолете. Как пишет журнал JET, именно ленд-лизовский успех P-39 Airacobra дал компании Bell Aircraft путевку в жизнь.