Интернет полетел | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
23.11.2013
Новости

Интернет полетел

В начале ноября Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило пассажирам пользоваться мобильными устройствами на стадии взлета и посадки самолета. При этом гаджеты надо переводить в так называемый авиарежим, то есть должны быть отключены все беспроводные интерфейсы, которые могут создавать помехи: GSM-модуль, Wi-Fi и Bluetooth. Теперь пассажирам (правда, пока только американских авиакомпаний) разрешается держать электронные устройства включенными в течение всего полета. На российских перевозчиков рекомендации FAA в данном вопросе, естественно, не распространяются. «Деятельность российских авиакомпаний регулируется Росавиацией и IATA, которые пока не меняли своих директив об использовании гаджетов. На наших бортах они по-прежнему должны быть отключены на взлете и посадке», — напоминает пресс-секретарь авиакомпании UTair Елена Галанова. «Возможность использования электронных приборов во время взлета и посадки — дело будущего, когда будут проведены многосторонние исследования по данному вопросу», — добавляют в пресс-службе «Аэрофлота». Между тем еще несколько лет назад Apple доказала, что поставленный в авиарежим плеер iPod не создает помех навигационному оборудованию самолета. Возможно, решение FAA связано с тем, что управление придерживается такой же точки зрения. Тем более что, как считают эксперты, именно гаджеты станут главным развлечением на борту, потеснив привычные мониторы в спинках кресел. Во-первых, персональные смартфоны, планшеты и ноутбуки предполагают максимальную кастомизацию развлекательной программы под вкусы пассажиров. Во-вторых, число гаджетов на руках неуклонно растет. И в-третьих, происходит развитие сервисов по предоставлению Интернета на борту, то есть на своем устройстве можно будет смотреть даже потоковое видео прямо в полете. Отказ от мультимедийной системы может сэкономить немало денег авиакомпаниям при заказе новых самолетов — уже без мониторов (а пассажирам, у которых нет с собой гаджетов, авиакомпания, к примеру, может предоставлять свои планшеты). «Экономия на установке системы ТВ-панелей в креслах на широкофюзеляжных бортах может составить $8—9 млн, — говорит исполнительный директор компании «Трансаэро» Александр Криничанский. — А представьте, что мультимедийная система — это еще и десятки километров проводов, что утяжеляет самолет. Так что переход на индивидуальную систему развлечений — это вопрос времени». По оценкам экспертов, процесс займет порядка 3—5 лет. И загвоздка пока лишь в том, что система мультиплексных точек доступа, которые «раздают» контент с одного сервера на персональные устройства, пока не сертифицирована. Впрочем, как ожидают представители отрасли, в течение полутора-двух лет она пройдет сертификацию. «И после этого произойдет одномоментная технологическая революция. Мир уже сейчас идет по пути BYOD (bring your own device — «приноси свое устройство»), когда даже в офисы сотрудники приходят со своими ноутбуками. Это же будет актуально и в авиации уже совсем скоро», — уверен Криничанский. Пассажиры смогут не только использовать свои гаджеты для получения контента с сервера, установленного на борту, но и получить доступ в Интернет. Пока эта услуга достаточно дорогая, но, по мнению экспертов, через несколько лет она станет массовой. Для этого все самолеты (как минимум эксплуатируемые на длительных маршрутах) необходимо оснастить оборудованием для доступа в Сеть. Да и сам Интернет должен стать доступным по цене и быстрым. В США сегодня уровень проникновения Интернета составляет, по оценкам Wall Street Journal, 60% — для больших пассажирских самолетов (в статистику не входят региональные лайнеры вместимостью менее 100 кресел). По прогнозам экспертов, к концу 2015 года проникновение «бортового Интернета» вырастет в США до 85%. В России пока лишь две авиакомпании предлагают пассажирам услугу доступа в Интернет в полете. Первой высокоскоростной широкополосный доступ в Сеть обеспечила компания «Трансаэро», у которой к началу следующего года будет оснащено интернет-оборудованием уже около 30 средне- и дальнемагистральных самолетов. А у «Аэрофлота», как ожидается, к концу года будут летать 19 бортов с Интернетом. О заинтересованности в запуске такой услуги для пассажиров говорила также и компания S7, но пока она не реализовала этот проект. В UTair сообщили, что планируют запуск первых самолетов с доступом в Сеть в 2014 году. На сегодняшний день существуют четыре разные технологии организации доступа в Сеть. Точнее, их три, но в ближайшее время появятся борта с новой, более быстрой скоростной системой. Внутри самолета Интернет в любом случае «раздается» на гаджеты пассажиров при помощи Wi-Fi-роутеров (то есть почти как дома или в кафе). А вот связь с внешним миром у всех разная. Одна из технологий Air-To-Ground (ATG) базируется на доступе в глобальную паутину через сотовые сети. На приемник, расположенный на фюзеляже самолета, передается канал со скоростью всего 3—10 Мбит/с. (то есть даже медленнее, чем домашний Интернет), который потом раздается в самолете. В принципе скорости хватило бы даже на потоковое видео в обычном качестве, на голосовую и видеосвязь и спокойный браузинг в Интернете. Но только в том случае, если бы этот канал использовался одним, максимум двумя устройствами. Но в самолете летают сотни пассажиров, и если хотя бы десять из них будут делить между собой эти скорости, результат будет разочаровывающим. Есть и другая (правда, еще более медленная) технология доступа в Сеть — L-Band (ее почему-то выбрал для себя «Аэрофлот»). Это уже не сотовая, а спутниковая система доступа, которая получает данные с группировки спутников Inmarsat. Несмотря на то, что спутниковые технологии, кажется, должны быть более продвинутыми, по факту скорость доступа критически низкая — всего 400—900 Кбит/с, она уступает даже 3G-интернету от сотовых операторов на земле (средняя скорость которого в Москве — на уровне 1—3 Мбит/с.). В авиакомпаниях, которые используют эту систему для доступа в Сеть, поясняют свой выбор малыми размерами и весом наружной антенны, что положительно сказывается на расходе топлива. Правда, учитывая скоростные характеристики доступа, установка этого приемника в значительной степени утрачивает смысл. Видимо, из-за использования L-Band у «Аэрофлота» действует помегабайтная система оплаты и весьма суровые тарифы (учитывая даже акцию по двойному увеличению трафика, компания продает пакеты: 6 Мб — за $8, 18 Мб — за $22 и 38 МБ — за $40). Подходит это только тем, кому очень надо проверить почту (на большее скоростей не хватит) и кто готов расстаться за это с немаленькими деньгами (учитывая, что 6 Мб, по современным меркам, — это размер снимка со смартфона). «Трансаэро» изначально подошла к делу иначе. «Мы изучили ситуацию и выбрали самую современную на сегодняшний день технологию — Ku-Band. Эта система сложнее, поскольку требуется роуминг между спутниками, зато это уже настоящий широкополосный доступ с трансляцией канала до 50 Мбит/с.», — рассказали нам в компании. А этого уже достаточно для одновременного полноценного браузинга двух-трех десятков пассажиров. Или для онлайн-стриминга видео на 5—10 пользователей. При этом тарифы на бортовой Интернет у «Трансаэро» тоже выглядят более дружелюбными. Во-первых, они безлимитные, а не помегабайтные. То есть можно не думать о том, что вот эти три снимка из Instagram или одна презентация во вложении стоили $8. А во-вторых, ценник за безлимитные планы вполне подъемный. Правда, выгоднее покупать пакет сразу на весь перелет: один час на дальнемагистральных рейсах стоит 400 рублей, а на всем протяжении пути — 800 рублей. Что вполне оправданно, например, на 8—12-часовых маршрутах в Азию или Северную Америку. На среднемагистральных перелетах час в Интернете обойдется в 300 рублей, а за Интернет нон-стоп на всем пути — 600 рублей. Кроме того, в планах компании — переход на еще более совершенную систему доступа Ka-Band, которая предполагает внушительный канал до 12 Мбит/с. на каждого пассажира. «Наши новые Airbus A380 поступят уже с оборудованием, поддерживающим Ka-Band. Правда, первые спутники, которые будут работать в этом стандарте, полетят лишь в 2014 году, а полная группировка из 16 спутников будет организована только к 2016 году. Но зато тогда можно будет говорить о скоростном Интернете уже как о массовой услуге по еще более привлекательным ценам», — говорит Александр Криничанский.
Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти