Pазмер, а точнее вместимость воздушного судна, — это очень важная характеристика. И подтверждением тому служат непрекращающиеся стремления авиакомпаний повысить свои доходы от перевозок пассажиров узкофюзеляжными авиалайнерами.
Во главе этой тенденции — низкотарифные перевозчики, у которых плотная компоновка кресел в салоне ВС является частью бизнес-модели и позволяет снизить эксплуатационные затраты, а соответственно и тарифы на перевозку. Аналитики Boeing и Airbus прогнозируют, что в будущем низкотарифные авиакомпании займут более трети рынка узкофюзеляжных самолетов. В результате в этом сегменте количество авиалайнеров с высокой вместимостью будет планомерно увеличиваться. Заказ авиакомпании Ryanair стоимостью 11 млрд долл. на модификацию самолета Boeing 737MAX-200 повышенной емкости и решение компании Airbus о производстве более вместительных версий самолетов A320 и A321 идут в русле данной тенденции. В частности, доля лайнеров A319 в портфеле заказов на самолеты семейства A320NEO составляет лишь 2%, такую же долю занимает и модель Boeing 737MAX-7 в общем количестве заказов на воздушные суда семейства 737MAX. Существующие портфели заказов говорят о том, что самыми востребованными на рынке стали модели A320NEO и Boeing 737MAX-8, но наметившаяся тенденция указывает на то, что спрос на более вместительные версии увеличивается с каждым днем.
Последние рыночные прогнозы подтверждают мнения аналитиков ведущих авиастроительных компаний. К примеру, как утверждает издание Airline Monitor, с момента запуска до 2013 г. заказчикам было поставлено в общей сложности 877 самолетов Airbus A321. Для сравнения: за тот же период авиакомпании получили 3544 лайнера A320, которые занимают центральное место в семействе узкофюзеляжных машин Airbus, и 1395 самолетов A319. Согласно последнему прогнозу Airline Monitor, до 2035 г. компания Airbus выпустит 425 самолетов A319NEO, 7225 A320NEO и 3225 А321NEO. Доля самых вместительных — A321NEO увеличится с 15 до 30%. Компания Airbus уже сейчас расширяет производственные мощности для возможности выпуска 19 авиалайнеров A321NEO в месяц, что соответствует практически половине уровня ежемесячного производства самолетов A320.
Для компании Boeing все складывается еще более драматично. На долю модели 737-900, которая была запущена в эксплуатацию в 2001 г., приходится лишь 5,9% от всех поставок самолетов семейства 737NG. В то же время эксперты считают, что доля лайнеров 737MAX-9 может увеличиться до 30%. Падение спроса по большей части коснется моделей 737MAX-7 и A319NEO.
Как считают в компании Airbus, в течение следующих 30 лет средняя вместимость узкофюзеляжных авиалайнеров увеличится с 129 до 151 кресла. Около 20% всех узкофюзеляжных самолетов будут относиться к категории ВС вместимостью до 210 кресел. При этом на долю 175-местных лайнеров будет приходиться 23% от всех узкофюзеляжных ВС.
Отметим, что тенденция к увеличению пассажировместимости самолетов наблюдается практически во всех сегментах. Так, в сегменте региональных машин из эксплуатации выводятся 50-местные ВС, на смену которым начинают приходить 70-местные самолеты. Последнее поколение самолетов семейства Embraer E2, которые относятся к классу региональных, начинается с 90-местной модели. При этом бразильский авиастроитель в скором времени планирует прекратить производство менее вместительных лайнеров E170. Авиакомпании просят компанию ATR перейти к разработке 90-местного турбовинтового самолета. А в это время компания Bombardier предлагает заказчикам 160-местную версию лайнеров CSeries в попытке захватить часть рынка низкотарифных перевозчиков.
Впрочем, в сегменте широкофюзеляжных самолетов тенденция к увеличению пассажировместимости ВС не столь явная. Так, например, компания Boeing представила относительно небольшую для данного сегмента модель 787-8. Но при этом была представлена другая версия этого семейства, с удлиненным фюзеляжем; также разрабатываются две модели лайнеров семейства 777X, которые по своей вместимости будут превосходить предшественников: 777-200LR и 777-300ER. В то же время высокого спроса на самолеты Boeing 747-8 и Airbus A380 не отмечается.
На рынке узкофюзеляжных самолетов Boeing и Airbus используют несколько отличающиеся друга от друга стратегии. Так, например, в ответ на решение Airbus увеличить вместимость лайнеров A320NEO до 189 кресел компания Boeing приняла решение о производстве более вместительной версии 737MAX-200, которая сможет перевозить до 200 пасс. В то же время Airbus может выпустить на рынок самолеты A321NEO, рассчитанные на перевозку 240 пасс., на это у Boeing практически нет ответов.
Правда, эксперты считают, что один вероятный ответ все-таки есть. В частности, пока все внимание авиационной отрасли было приковано к проектам 737MAX-200 и A321NEO, специалисты Boeing занимались разработкой более вместительной версии самолета 737-900ER, которая может послужить отправной точкой при создании самолетов 737MAX-9 увеличенной вместимости. В настоящее время вместимость лайнеров 737-900ER ограничена 220 креслами.
"Для увеличения вместимости лайнера 737-900ER до 200 кресел обязательно требуется входная дверь в середине салона, — отмечают представители Boeing. — В июле 2014 г. была сертифицирована версия с усиленными продольными балками пола пассажирского салона, которые необходимы для средней двери". В Boeing также сказали, что впоследствии данная версия, первая поставка которой авиакомпании UTair запланирована на конец года, может перейти и на семейство 737MAX.
"Что касается версии -900ER, то мы усиленно работаем с клиентами, которые хотят увеличить вместимость воздушного судна, и зачастую многое зависит от выбранного шага кресел, — говорит директор компании Boeing по бизнес-операциям Элизабет Шрайер. — Чуть позже в этом году мы сертифицируем самолет 737-900ER, рассчитанный на перевозку 220 пасс. Мы не стали менять двери, все зависело от конфигурации кресел, и изменения, нашедшие применение в -900ER, могут перейти на семейство 737MAX".
В то же время разработка самолетов MAX-200, которые в компоновке для авиакомпании Ryanair будут иметь 197 кресел, фактически означает, что в семействе 737MAX компании Boeing будет три базовых версии и одна производная модель, построенная на общей платформе. Версия MAX-200 будет доступна с 2019 г. после разработки, сертификации и запуска в эксплуатацию моделей MAX-7, MAX-8 и MAX-9. Согласно действующему графику, в 2017 г. будет сертифицирована модель MAX-8, в 2018 г. — MAX-9 и в 2019 г. — MAX-7. Авиакомпания Ryanair, подписавшая твердый контракт на поставку 100 самолетов MAX-200 с опционом еще на 100 ВС этого типа, рассчитывает получить заказанные самолеты с 2019 по 2023 г.
"Мы ждали появления этого самолета на протяжении 10 лет, — говорит руководитель Ryanair Майкл О’Лири. — Он знаменует собой очередной шаг вперед в повышении эффективности компании и может ускорить начало новой ценовой борьбы в Европе, которую, как и все другие ценовые войны, выиграет Ryanair". В настоящее время этот ирландский низкотарифный перевозчик эксплуатирует 300 самолетов Boeing 737-800. Кроме того, авиакомпания намерена исполнить обязательства по покупке еще 180 лайнеров данного типа, которые были заказаны у Boeing в прошлом году по контракту, оцениваемому в 15,6 млрд долл. По словам О’Лири, благодаря этим поставкам в течение следующих пяти лет парк авиакомпании увеличится до 420 самолетов, а еще через пять лет достигнет 520 ВС.
"Наличие дополнительных кресел позволит получать до 1 млн долл. доходов с каждого самолета, — говорит О’Лири. — Мы увеличим провозные емкости в два раза, так что в течение следующих 10 лет правила игры в Европе поменяются". В ближайшее десятилетие авиакомпания Ryanair рассчитывает увеличить свой пассажиропоток с 80 млн до 150 млн чел./год.
Для соответствия требованиям авиационной безопасности в части эвакуации пассажиров лайнер MAX-200 обзаведется дополнительной дверью посередине салона. Разработанная версия позволяет увеличить вместимость воздушного судна на 11 кресел по сравнению со стандартной моделью 737MAX-8. В конфигурации, заказанной компанией Ryanair, будет добавлено восемь кресел. Установка дополнительных кресел будет возможна за счет удаления части элементов в передней и задней кухнях самолета. По сравнению с самолетами 737MAX-8 затраты на выполнение одного рейса у модели 737MAX-200 увеличатся на 1%, но в целом эксплуатационные затраты будут ниже на 5%.