Российско-украинский авиационный клинч | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
05.11.2015
Новости

Российско-украинский авиационный клинч

Прямое авиасообщение между Россией и Украиной полностью прекратилось. Череда ограничительных мер 25 октября привела к закрытию воздушного пространства, дополнительным трудностям для граждан и убыткам для авиакомпаний. Правительство России пытается наладить диалог о нормализации ситуации, но пока безуспешно. Если стороны не найдут компромисс, и украинцам, и россиянам еще долго придется летать друг к другу через аэропорты третьих стран.

Санкции и «безосновательный» зеркальный ответ

Все началось с украинских санкций. Киев включил в черный список около 20 крупнейших российских авиакомпаний. Мотивация – их рейсы в аэропорты Крымского федерального округа, который Киев считает своей территорией. Спустя девять дней премьер-министр Украины Арсений Яценюк дал поручение запретить полеты и частично транзит авиаперевозчикам, попавшим в черные списки, а Госавиаслужба стала уведомлять об этом российские компании. Их предупредили, что с начала зимней навигации (25 октября) им не будет выдано разрешение о выполнении полетов в украинские города. Глава правительства объяснил конечную цель своих действий просто: «Нечего делать российским самолетам с российским триколором в украинских аэропортах». Россия ответила зеркальными мерами. 28 сентября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал правительству поручение «проработать вопрос». В тот же день Росавиация получила указание от Минтранса: уведомить украинские авиакомпании, что воздушное пространство России для них тоже закрыто. Ограничение коснулось трех перевозчиков: МАУ, «Мотор Сич» и YanAir. Киев назвал ответ Москвы «безосновательным» (?!) и потребовал объяснений, после чего запретил полеты всей без исключения российской авиации. Такая мера, по словам главы пресс-службы Мининфраструктуры Украины Ирины Кустовской, «будет действовать до отмены запретов, введенных авиационными властями РФ по отношению к украинским авиакомпаниям». Если Москва пойдет на попятную, то ограничения обещают снять, но только для тех немногих перевозчиков, которые не попали в санкционный список. Режим транзита оставили неизменным (частично ограниченным).

Кто проиграл?

Больше всего от прекращения авиасообщения пострадали простые пассажиры, 75% которых – украинские граждане. Но даже при закрытом небе прилететь в Россию они смогут. Вскоре после информации о взаимных санкциях молдавская авиакомпания AirMoldova, польская LOT и белорусская BelAvia распространили информацию о новых рейсах в украинские города. После 25 октября, по словам гендиректора агентства по продаже авиабилетов Pososhok.ru Кирилла Фаминского, в Киев летают 12 авиакомпаний, и выбор перевалочных пунктов для украинских граждан довольно широкий. Вопрос только в цене и во времени. Кроме авиакомпаний третьих стран, от воздушных санкций выиграет железнодорожный транспорт. Продажи билетов по направлению Москва–Киев на ноябрь выросли в 1,5 раза. На сегодняшний день все поезда, курсирующие между двумя странами, принадлежат «Укрзализныци» или железнодорожным администрациям других стран СНГ. Единственное исключение – российский транзитный состав Москва–Кишинев–Москва. Без сомнения, большие убытки понесет авиационная отрасль двух стран. По оценке главы российского Минтранса Максим Соколова, общий недополученный заработок как российских, так и украинских перевозчиков составит 7-8 млрд руб. в год ($100-120 млн). Аналитик издания «Транспортный бизнес» Вячеслав Коновалов уточняет, что за счет ранее действующих взаимных ограничений украинские авиакомпании потеряли около $10 млрд, а российские – более $40 млрд. После полного закрытия авиасообщения потери для украинской стороны увеличатся до $15-20 млн, а российские перевозчики потеряют в три-четыре раза больше. Связано это, в первую очередь, с тем, что, хотя клиентами воздушных перевозок являлись преимущественно украинские граждане, летали они рейсами российских компаний. По данным онлайн-сервиса Tutu.ru, после 1 октября 72% всех проданных авиабилетов из РФ в Украину приходилось на российские авиакомпании, и только 28% на украинские. Кроме того, не стоит забывать, что около 40-60% авиатрафика в Москву – это транзит с последующей пересадкой на рейсы в Бангкок, Пекин и другие дальние маршруты. Потому теперь часть потерь МАУ сможет компенсировать за счет догрузки своих дальнемагистральных рейсов. В относительных величинах больше потеряет украинская сторона. Для российских авиакомпаний закрытие неба Украины – это утрата 0,5% от общего пассажиропотока, тогда как для МАУ основное летное направление – РФ.

Диалог вхолостую

Конечно, сложившаяся ситуация не выгодна ни авиакомпаниям двух стран, ни официальной Москве, ни Киеву (падение аэропортовых сборов и услуг навигации). Но, помимо финансового, есть и идеологический аспект. Первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ Франц Клинцевич уверен, что главная цель санкционной войны со стороны Киева – последовательная попытка «разорвать связи народов Украины и России», а для выполнения этой задачи закрытое небо – то, что нужно. Такого же мнения придерживается директор «Авиа.ру» Роман Гусаров: «Такое ощущение, что Киев хочет максимально изолировать собственных граждан от России, потому что никакой экономической целесообразности в таких запретах нет». Диалог начался с обращения украинских «дочек» турецкой («Атласджет Украина») и российской («ЮТэйр-Украина») авиакомпаний в Минтранс РФ. Ссылаясь на «давние родственные и социально-экономические связи» между гражданами двух стран, перевозчики просили открыть российское небо для некоторых маршрутов. «Атласджет Украина» хотела получить разрешение на рейсы Киев–Москва, Одесса–Москва, Киев–Санкт-Петербург. А «ЮТэйр-Украина» – на Киев–Москва и Львов–Москва. В ответ российское ведомство направило в Госавиаслужбу Украины письмо, где предлагало провести диалог по вопросам воздушного сообщения «в любом удобном для украинской стороны месте». Киев отреагировал положительно. 23 октября в Брюсселе между российской и украинской делегацией прошли «технические консультации». Москва предлагала снять все взаимные ограничения на прямые полеты и транзит, а Киев готов был обсуждать лишь разблокировку транзита. В итоге никаких практических подвижек не последовало.

Ситуация подвисла

Сейчас мяч на стороне Киева. Вернувшись из Брюсселя, украинская делегация передала позицию России руководству страны, и как призналась И. Кустовская, именно оно и «будет принимать решение». Первые лица государства пока выдерживают паузу. Москва готова сделать шаг навстречу, и «как только украинские власти определятся со своими желаниями продолжить этот диалог, сразу его возобновим», отметил М. Соколов. Но проблема не столько в готовности к консультациям, сколько в переговорных позициях сторон. РФ готова «откатиться» на изначальные позиции и вернуть статус-кво с обязательным сохранением существовавших долей России и Украины в авиаперевозках. Т.е. в соотношении 70 на 30 в пользу российских авиакомпаний. Киев вряд ли согласиться на такие условия и, судя по всему, вообще не настроен на возобновление прямого авиасообщения между двумя странами. Как говорилось выше, украинское Мининфраструктуры выдвигает Москве заранее невыполнимые требования: прекратить полеты российских авиакомпаний в Крым и заплатить начисленные им штрафы за ранее осуществленные рейсы. Меры украинской стороны, как и ожидалось, оказались малоэффективными. Правительство Украины сделало максимум для изоляции своих граждан от России, нанесло финансовый ущерб российским (в том числе и государственным) авиакомпаниям, а судьба МАУ, похоже, мало тревожит А. Яценюка. Ситуация подвисла, а полноценные переговоры не начаты, хотя некоторые эксперты высказывают мнение, что между сторонами идут активные «закулисные торги». Пикантность ситуации придает традиционный правовой нигилизм Киева. Небо закрыто, но никаких нормативных актов, запрещающих российским авиакомпаниям полеты на Украину, до сих пор нет, предлагается довольствоваться лишь информационным сообщением на сайте правительства. Подобные решения по всем международным нормам должен принимать не премьер, а Госавиаслужба страны. В такой ситуации возможность найти компромисс с первыми лицами в Киеве для Москвы еще существует, даже если А. Яценюк будет «против». Возможно, к прямым российско-украинским полетам будут допущены авиакомпании третьих стран. В противном случае для Москвы вопрос об асимметричных мерах остается актуальным.
Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти