Миллиардер Геннадий Тимченко, знакомый с Владимиром Путиным еще до президентства последнего, хочет получить поддержку американского государства для финансирования покупки роскошных самолетов для бизнесменов и чиновников.
Как сообщается в электронных письмах и документах, к которым получил доступ Рейтер, Тимченко нанял лоббистов из крупной вашингтонской юридической компании Patton Boggs, чтобы облегчить себе путь к получению финансирования от американского Export-Import Bank и смягчить опасения, которые может вызвать его собственная персона.
Один из богатейших магнатов России планирует попросить Ex-Im Bank о гарантиях под кредит на покупку до 11 самолетов у компании Gulfstream Aerospace, сообщил один из американских чиновников, который говорил с нанятыми лоббистами.
Forbes оценивает состояние Тимченко, владеющего 44 процентами Gunvor, в $14,1 миллиарда.
Российский миллиардер отказался от интервью на эту тему. Он неоднократно отвергал заявления о том, что дружеские отношения с Путиным, начавшиеся как минимум 23 года назад, способствовали его успеху в бизнесе.
Покупка самолетов увеличит флот зарегистрированной в Финляндии авиакомпании Тимченко Airfix Aviation Oy, чьими услугами, как сообщалось, пользовались чиновники правительства России и связанные с Кремлем бизнесмены.
Patton Boggs признала, что работает от имени Тимченко, сообщив, что провела предварительные переговоры с Ex-Im Bank, представителями двух сенаторов и одним советником по политике в Конгрессе. По информации компании, переговоры с Ex-Im Bank касались гарантий кредита под один самолет, который Airfix уже заказала.
"Это были предварительные переговоры", - сообщил партнер Patton Boggs Джозеф Бранд в электронном письме.
Поиск финансирования с поддержкой США вполне законен, однако происходит на фоне расследования министерства юстиции США в отношении дочерних компаний основного актива Тимченко - мирового сырьевого трейдера Gunvor Group. В мае Gunvor, не предоставив подробности, сообщила, что расследования касается торговли нефтью. Минюст США не комментировал ситуацию.
Американский чиновник, просивший не называть его имя, сообщил, что партнеры Patton Boggs сказали ему в мае, что Airfix хочет получить поддержку Ex-Im Bank для покупки бизнес-джетов Gulfstream. Такой заказ может стоит $173-$710 миллионов в зависимости от модификации машины.
Пресс-секретарь Ex-Im Bank Фил Коган сообщил, что банк пока не получил официальную заявку от Тимченко и не может комментировать переговоры с потенциальными клиентами.
Gulfstream, отделение General Dynamics, отказалось от комментариев.
Антон Куревин, пресс-секретарь принадлежащего Тимченко российского холдинга Volga Resources, подтвердил Рейтер, что миллиардер планирует получить кредитные гарантии от Ex-Im Bank.
Ex-Im Bank проводит оценку иностранных покупателей, желающих заручиться его поддержкой, что может включать сотрудничество с американскими службами правопорядка и анализ возможных коммерческих и юридических рисков.
Экс-председатель банка Джеймс Хармон полагает, что Ex-Im может без проблем гарантировать финансирование "российского олигарха со связями с Путиным", если он кредитоспособен. Однако, по его словам, открытое в США следствие в отношении связанных с Тимченко компаний может усложнить процесс.
"Ex-Im рассмотрит все, что будет обнаружено (Минюстом)", - сказал Хармон.
Федеральный Ex-Im Bank поддерживает американский экспорт, предоставляя гарантии и кредиты иностранным покупателям. В 2012 объем выданных или гарантированных им кредитов составил около $38,5 миллиарда.
Ex-Im Bank ничего не стоит налогоплательщикам и выплатил с 2008 года государству дивиденды в размере $1,6 миллиарда. Однако несколько республиканских конгрессменов хотят ликвидировать банк, называя его деятельность "социальной поддержкой корпораций".