Два главных разработчика оборудования для удаленных командно-диспетчерских пунктов (КДП) постепенно продвигаются к этапу сертификации новых технологий альтернативного видеонаблюдения, которые позволят аэропортам повысить качество управления наземным движением воздушных судов, при этом снизив производственные расходы.
Шведская компания Saab Sensis готовится в январе 2013 г. приступить к программе сертификации первого в мире удаленного КДП. Если технологии будут одобрены регулирующими органами Швеции, то уже летом 2013 г. такой КДП заработает в одном из действующих аэропортов.
По словам Пера Аля, директора по международному развитию бизнеса Saab Sensis, проект "виртуальной вышки" был запущен еще в 2006 г. по заказу LFV — шведского провайдера услуг по организации воздушного движения (ОрВД).
В течение нескольких лет виртуальный КДП тестировался в качестве пилотного проекта в различных аэропортах. Сейчас идут работы по оснащению первых двух стационарных пунктов в городах Сундсвалль на восточном побережье Швеции и Орнскольдсвик — примерно в 200 км севернее.
По словам Аля, комплект видеооборудования в этих аэропортах включает в себя 14 основных стационарных телекамер с высоким разрешением, две камеры с переменным фокусным расстоянием (зумом), каждая из которых может подменять любую из основных, и прожектор, используемый для сообщения с ВС при отказе радиосвязи.
В помещениях виртуального диспетчерского пункта "Руление" (ДПР) и "Перрон" диспетчеры находятся в окружении 14 мониторов диагональю 42 дюйма (плюс один монитор резервный). Изначально в ходе тестирования предлагался другой вариант: панорамное изображение (360°) проецировалось с помощью проектора, однако диспетчеры забраковали такое решение, так как им не понравилось находиться в полумраке. Поэтому перешли на вариант с ЖК-дисплеями.
Планируется первоначально использовать виртуальные вышки одновременно с обычными, постепенно отказываясь от последних. Это не приведет к уменьшению пропускной способности аэропортов. Причем стоимость инсталляции виртуальной вышки на 50–75% ниже, чем объем инвестиций, необходимых для строительства новой вышки.
Остается проработать возможности оптимального совмещения в одном центре управления ДПР нескольких аэропортов. По словам Аля, в ноябре и декабре текущего года инженеры проводят моделирование в реальном масштабе времени для изучения формата "оператора в контуре управления" и выработки оптимальных решений визуализации для управления наземным движением ВС в нескольких аэропортах в рамках одной станции.
Предполагается, что такие решения будут реализованы в течение ближайших нескольких лет. Эта работа ориентирована прежде всего на одного из потенциальных заказчиков, в управлении которого находится 42 небольших аэропорта с низкой интенсивностью движения и который хочет объединить по семь и более аэропортов в рамках шести виртуальных центров.
По словам Аля аналогичные программы виртуальных КДП должны заработать в 2013 г. в Австралии и Новой Зеландии.
Между тем канадская компания Searidge Technologies планирует в течение года завершить свою часть работ по оснащению виртуальным ДПР одного из коммерческих аэропортов в США.
Searidge, мажоритарным владельцем которой является канадский провайдер услуг ОрВД Nav Canada (в свою очередь — частная корпорация), в сентябре выиграла тендер компании AirIT на разработку комплекса видеооборудования для системы слежения за перемещением ВС по перрону для Международного аэропорта Форт-Лодердейл — Голливуд во Флориде. Компания AirIT, системный интегратор, использует собственную базу видеоданных Searidge по самолетам, а также технологию бесшовного видео (которая создает непрерывное панорамное изображение) для дополнения имеющихся данных, что позволит управлять наземным движением ВС в аэропорту удаленно.
Хотя компания исследует возможности виртуализации всех этапов диспетчерского сопровождения по крайней мере в качестве дублера традиционных КДП, сейчас наиболее востребованной является разработка приложений для удовлетворения специальных нужд некоторых аэропортов, таких как Международный аэропорт им. Пьера Трюдо в Монреале, а также аэропорты в городах Лондон (в провинции Онтарио) и Оттава. За пределами Канады это Дубай и Абу-Даби (ОАЭ) и в рамках совместного проекта с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) — Международный аэропорт Сиэтла, помимо уже упомянутого Форт-Лодердейла.
"В Монреале, например, мы настроили несколько камер для мониторинга участка ВПП, где возникает проблема многолучевого распространения сигнала радара, интегрируя полученные данные с уже существующими данными радаров", — говорит руководитель Searidge Моуди Чейх.
По словам Чейха, Nav Canada выступает в авангарде сертификации удаленных видеотехнологий применительно к ОрВД и слежению за перемещением ВС. В качестве основных проблем замены непосредственного наблюдения камерами он называет синхронность (задержку сигнала), масштабирование изображения, гарантированное время работоспособности оборудования и задачу поддержания прежнего уровня интенсивности движения.